Концептуальное искусство



Концептуальное искусство (Концептуализм) – направление в искусстве обращающееся к интеллектуальному осмыслению произведения. Сам арт-объект здесь имеет своей целью передать ту или иную идею. При этом уровень непосредственно художественной реализации проекта не важен.

Предпосылками для возникновения концептуального искусства можно считать редимейды Марселя Дюшана и аналитическую философию (идеи Л. Витгенштейна, Дж. Остина и др.). Впервые само словосочетание «Концептуальное искусство» встречается у Генри Флинта. Такое название он дал своему эссе 1961 года, в котором пытался объяснить и частично оправдать термин "Concept art" (не следует, однако, путать «Concept art» Г. Флинта с тем, что в настоящее время также называется концепт-артом, т.е. с этапом при разработке образов для компьютерных игр и фильмов). При этом английское слово «concept» здесь следует переводить на русский язык скорее как «идея» или «понятие». Т.о. для понимания того, что такое концептуальное искусство следует сказать, что на русский язык этот термин может быть переведен как «идейное искусство» или «понятийное искусство».

Первая выставка художников-концептуалистов состоялась в 1970 году в Нью-Йорке. Концептуализм можно считать ведущим направлением в искусстве 60-х – 70-х годов XX века в США. В это время (в 1969 году) были написаны два основных программных произведения – статья Джозефа Кошута «Искусство после философии» и Параграфы о концептуальном искусстве Сола Левитта, а также созданы основные классические инсталляции («Один и три стула» Джозефа Кошута, инсталляции Дэниела Грэма и т.д.). Т.к. для художников-концептуалистов в первую очередь важна была идея, появилась некоторая свобода в выборе средств выражения. Инсталляция, как удобная форма для выражения тех или иных идей, не всегда, однако, могла быть адекватно воспринята широкой общественностью. Концептуальное искусство же могло принимать форму и перформанса, и живописи (например, картины-схемы Питера Хелли). В конце 70-х годов концептуализм получил свое воплощение в форме удобной для восприятия широкой публикой. Инсталляции, например, Дженни Холзер обычно были вписаны в городское пространство и пытались напрямую обратиться к обывателю.

В конце 80-х годов в Великобритании (начиная с выставки «Freeze») концептуализм постепенно начал ассоциироваться с творчеством т.н. Молодых британских художников (YBA). В 90-х годах группа получила признание со стороны традиционно консервативных структур (одна из центральных выставок YBA «Sensation» была проведена при Королевской Академии художеств, а Джиллиан Уэринг и Дэмиен Херст в разные годы становились лауреатами премии Тернера) и это вызвало негативную реакцию, результатом которой можно считать дискуссию в обществе на тему того, является ли концептуализм искусством вообще. В 1999 году был написан «Манифест стакизма», который начинался с фразы: «Против концептуализма, гедонизма и культа эгоизма художника», а в 2002 году Иван Массов (англ. Ivan Massow), председатель Института современного искусства, назвал концептуальное искусство «претенциозным потворством собственным слабостям».



Некоторые представители:

Джозеф Кошут
Марк Куинн
Дэмиен Херст
Трэйси Эмин








Добавить комментарий:






© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров