«Знаменитости интересны, потому что они знаменует определенное время, когда художественное произведение было создано»
Марк Куинн (англ. Marc Quinn р. 1964) – современный английский художник и скульптор. Один из представителей группы Молодые британские художники.
Биография и творчество
Марк Куинн родился в 1964 году в Лондоне. Учился в колледже Робинсон (Кембридж). В отличии от многих представителей группы «Молодые британские художники», он не обучался в колледже Голдсмит и не принимал участие в выставке Freeze. На выставке «Sensation» (1997) была выставлена его работа «Self», которая еще в 1991 году была куплена Чарльзом Саатчи за 13000 фунтов и т.о. составляла часть коллекции мецената, из которой и была составлена экспозиция выставки. Инсталляция «Self» (1991 год) представляет собой скульптурное изображение головы художника, сделанное из его собственной замороженной крови (4,5 литра, которые он сдавал на протяжении 5 месяцев).
Следующая заметная работа Куинна – «Сад» (англ. «Garden», 2000 год), реальный ботанический сад, полный растений и цветов со всего мира. Они показаны в полном цвету и потенциально вечны: почти 1000 экземпляров различных растений погружены в двадцать пять тонн жидкого силикона, сохраненного при постоянной температуре -80 градусов по Цельсию. Они не могут ни вырасти, ни погибнуть. Нечто прекрасное, что не может существовать, если не создано искусственно.
В том же 2000 году Марк Куинн закончил работу «Peter Hull». Это скульптурное изображение обладателя трех золотых медалей на параолимпийских играх в Барселоне в 1992 году Питера Халла. Скульптуры людей без конечностей стали одной из визитных карточек Марка Куинна и наибольшую известность здесь приобрела его работа «Alison Lapper» - 15-тонная мраморная статуя художницы Элисон Лаппер, которая родилась без рук и с сильно деформированными ногами. Статуя располагалась на Трафальгарской площади в Лондоне с сентября 2005 по октябрь 2007 года. Репродукция скульптуры использовалась также во время церемонии открытия летних параолимпийских игр в Лондоне-2012.
С 2006 года Марк Квинн начал работу над скульптурным изображением супермодели Кейт Мосс. В апреле 2006 «Сфинкс» - скульптура Кейт Мосс - была показана публике. Скульптура изображает Мосс в позе йоги с лодыжками и руками за головой. Эта работа была также представлена на выставке в галерее Mary Boone в Нью-Йорке в мае 2007. Скульптура составляет часть постоянной экспозиции Folketeatret в Осло, Норвегия.
В августе 2008 года Квинн представил другую, золотую скульптуру Кейт Мосс под названием «Сирена», которая была показана в Британском Музее в Лондоне. Скульптура в натуральную величину позиционировалась как "самая большая золотая статуя со времен древнего Египта". Позднее, в 2014 году художник установил еще одну статую Кейт Мосс, но уже в другой позе в Сингапуре.
В 2010 году Марк Куинн создал еще ряд скульптур, наиболее заметными из которых можно считать работу «The Ecstatic Autogenesis of Pamela», изображающую Памелу Андерсон и скульптуру порноактрисы Челси Чармс.
Скульптуры Марка Куинна это попытка найти пределы человеческого. Человек как привычная глазу форма человека, нечто идеальное и гармоничное – такое определение не может вместить в себя всю полноту человеческого существования и в этом смысле изображение «идеальных» с физической точки зрения людей представляется чем-то утопическим. Скульптуры же Марка Куинна изображают человека в более полном смысле. при этом следует заметить, что речь идет именно об осмыслении самого понятия «человек», а не об изображении исключительно тех или иных девиаций. Наряду со скульптурами людей с физическим трансформациям, художник изображает и знаменитостей, объясняя это тем, что они знамениты не просто так и фотомодели, порнозвезды и т.д. интересны как люди, чья внешность популярна и потому характеризует эпоху, в которой они живут. Более того, понятие «человек» не исчерпывается только взрослыми людьми и с этой точки зрения можно интерпретировать еще одну работу художника – «Планета».
Впрочем, инсталляция «Планета» (англ. «Planet») с концептуальной точки зрения имеет несколько объяснений. Известно, что при создании данной скульптуры Куинн добавил в полимерную глину молочную смесь, используемую в его семье из-за аллергии его ребенка на коровье молоко. Кроме того, сама 7-тонная скульптура, изображающая гигантского младенца была создана спустя 7 месяцев после появления на свет сына художника. Все это дает основание видеть в данной работе нечто персональное, относящиеся к личной жизни художника. Одновременно с этим само название «Планета» и последующая выставка The Toxic Sublime (В 2015 году Марк Куинн представил свою новую выставку The Toxic Sublime (возможный перевод: «Токсичное возвышенное»), на которой представил работы, посвященные осмыслению воздействия деятельности человека на окружающую среду) дали основание ряду арт-критиков рассматривать скульптуру как изображение нашей планеты в виде беззащитного младенца, требующего заботы, любви и ухода. Кроме того, когда в 2014 году «Планета» была подарена Куинном Сингапуру, местные жители стали интерпретировать её как символ своей очень молодой страны. В настоящее время скульптура «Планета» распложена в Сингапуре, на окраине Gardens by the Bay. Она установлена на едва заметных опорах и потому издали создается впечатление, что гигантский младенец висит в воздухе.