«Арте повера, создание чего-то из ничего, концептуальное искусство, перформанс, минимализм – все это присутствовало в моем окружении. Я полагаю, что моя работа – синтез всего этого»
Ричард Лонг (англ. Richard Long, р. 1945) – английский художник, фотограф и скульптор. Один из наиболее заметных представителей британского лэнд-арта. Обладатель премии Тернера 1989 года.
Биография, творчество
Ричард Лонг родился 2 июня 1945 года в г. Бристоль (Великобритания). Учился в Колледже Искусств Западной Англии, Бристоль (1962-1965), затем в Школе Искусств Святого Мартина в Лондоне (1966-1968). Будучи еще студентом, в 1967 году он представил на суд публики свою первую работу под названием «Протоптанная линия» (англ. «A Line Made by Walking»). Работа представляла собой фотографию вытопной в траве линии, которая возникла после того, как Лонг долгое время бродил взад-вперед по лужайке. Надо заметить, что работы Ричарда Лонга зачастую представляют собой не только сам арт-объект вписанный в ландшафт, но и фотографию этого объекта, демонстрирующуюся на той или иной выставке. Кроме того, часто работы Лонга представляют собой композиции, созданные из «природных» элементов (камней, веток и т.д.), но существующие в пространствах арт-галерей. Т.о. здесь нельзя говорить о протесте против коммерциализации искусства или о лэнд-арте, как об искусстве, не нуждающемся в арт-пространстве (вернее рассматривающем как арт-пространство любое пространство вне городских стен выбранное художником). Скорее речь идет об уходе от традиционных инструментов художника в сторону более экзотичных для 60-х годов методов создания живописи. Работа «Протоптанная линия» может служить примером того, что линия может быть не только нарисована, но и, допустим, вытоптана в траве. Т.е. любую элементарную фигуру использующуюся различными художниками для создания более сложных фигур можно изобразить не только кистью на бумаге, а, например, еще и собственными ногами на траве и, значит, традиционная живопись это только один из методов, который условный художник может как использовать, так и не использовать, отдавая предпочтение другим способам создания работ.
Ричард Лонг считается одним из пионеров лэнд-арта. Представив в 1967 году свою «линию», он продолжил «гулять» по самым разным местам планеты. В 70-х годах – во многом благодаря своим путешествиям – он получает определенное признание и репутацию. Сам Лонг однажды сказал, что «прогулка — как искусство — обеспечивала для меня некий идеал, который позволял мне исследовать отношения между временем, расстоянием, географией и измерением».
В 1976 году Ричард Лонг представлял Великобританию на 37-ой Венецианской биеннале. Специально для этого мероприятия была создана работа "Линия из 682 камней". Впрочем, достаточно популярным стал отзыв известного в будущем английского арт-критика Питера Фуллера (англ. Peter Michael Fuller), который весьма критично отнесся к павильону своей страны и отозвался о работах Лонга, как о «простом раскладывание где-то собранных камешков».
С 1981 года Лонг также начал создавать работы при помощи грязи в очень жидком состоянии. Он наносил её рукой на стену, подчеркивая контраст между первобытным жестом и формальной элегантностью действия. Примером здесь может быть работа «Мутные водопады» (1984). Впрочем, художник подчеркивал, что смысл его работы лежит в видимости действий, а не в видоизменении конкретного ландшафта или в результате как таковом. Позднее, уже в начале 90-х годов, такого рода произведения Лонга стали приобретать определенную форму (как правило форму круга) и он создал ряд работ, показательным примером которых может считаться «Круг белой грязи» (1991).
Ричард Лонг четыре раза номинировался на премию Тернера (1984, 1987, 1988, 1989) и получил её в 1989 году. Это своеобразный рекорд (по количеству вхождений в шорт-лист) данной престижной награды.
В 90-х годах работы Лонга начали становиться все более и более глобальными. На выставках его скульптуры (именно так сам художник обозначает свои произведения) зачастую обращают на себя внимание благодаря своему размеру и необычности материала. Типичные для него формы (линия, круг) можно встретить и в работах, созданных уже в XXI веке.