«Конечно, я не создаю искусство исключительно ради искусства. Искусство это путь, который позволяет нам понять реальность, понять реальные вещи, понять жизнь, а не наоборот. Искусство дает нам много возможностей. Раньше я думал, что всё в жизни предопределено и неизбежно. Позже я понял, что существуют т.н. непредвиденные обстоятельства. Мы можем попасть в новую реальность случайно. Я не о том, “что” мы должны достичь в качестве цели, а о том “как” надо двигаться по этому пути – выбирать то, что непредсказуемо, чтобы добраться до определенной точки».
Лю Вэй (англ. Liu Wei, р. 1965) – современный китайский художник.
Биография, творчесво
Лю Вэй родился в Пекине в 1972 году. Его родители были хирургами. В 1996 году закончил Китайскую академию искусств.
Говоря о творчестве данного художника, трудно выделить единую стилистическую составляющую. Галерея Саатчи, анонсируя работы художника, пишет, что в них ощущается «чувство избытка, затрагивается тема коррупции и агрессивного отражения культурной тревоги». Ключевыми инструментами в арсенале Лю Вэя британцы называют концептуализм, сатиру и юмор.
Среди его работ выделяются серия «Городские Пейзажи», в которую входит т.н. «Супер Сооружение», построенное из собачьих лакомств, масляные картины «Пурпурный Воздух» (стилизованные небоскребы), а также серия «Природные Пейзажи» составленная из фотографий человеческих ягодиц.
Работы Лю Вэя были показаны на фестивале «21: World Wide Video» в Амстердаме, «Cinema du Reel» в центре Помиду во Франции, Музеи Современного искусства в Денвере, в Международном Центре Фотографии в Нью-Йорке и т.д.
Лю Вэй заявлял, что он "на самом деле начал заниматься искусством после того, как получил высшее образование в 1996 году". В период с 1996 по 1998 у него был послевузовский переходный период, в котором он писал идеалистические картины маслом. В 1998 и 1999 годах он также начал делать инсталляции и снимать видео. Большинство из ранних видео-проектов Вэя были связаны с человеческим телом. Он описал эти работы как импульсивные и интуитивные произведения еще молодого художника.
После того как Лю Вэй окончил Китайскую Академию Искусств в Ханчжоу, он вернулся в свой родной город, где занялся экспериментами в других жанрах, таких как видеография. В 1999 году Вэй был связан с группой молодых художников, известных как "Постчувственная чувственность" ("Post-Sense Sensibility"), которые приняли участие в выставке "Постчувство, Чувственность, Отчужденные Тела и Заблуждение" Затем в 2003 он был приглашен Хоу Ханру принять участие в Пятой Шеньчженской Международной Общественной Художественной выставке, которая должна была называться "Пятая Система: Общественное Искусство в эпоху постпланирования". Это была его первая возможность создать сольный проект со всемирно известным куратором. К 2006 Лю Вэй начал создавать работы, которые по мысли автора должны были характеризовать его искусство, как искусство следующего десятилетия, т.е. как искусство, связанное с предметами повседневной жизни и системами, которые управляют этой жизнью.
Как уже было написано, Лю Вэй начал свою карьеру в качестве члена движения известного как "Постчувственная чувственность". Художественные тенденции, которые были популярны в начале 90-ых годов («политический поп» и «циничный реализм»), казались устаревшими и неэффективными для многих молодых художников его поколения. Позже, в конце 90-х годов, новые формы искусства, такие как инсталляция, преферанс, видеоарт и концептуальная фотография были широко приняты и использовались в концептуальном искусстве, которое стало доминировать в искусстве современного Китая. В 1999 году выставка “Post-sense, Sensibility, Alien Bodies and Delusion” в Шаоучжу, Пекин, была единственная, которая включала в себя художников со всего Китая, известных по висцеральной скульптуре трупов людей и животных, отрубленных человеческих рук, свисающих с крюков и т.п. Целью выставки было создать искусство, которое не будет ориентироваться на западную аудиторию, демонстрируя степень негодования китайского общества против западных держав. Молодое поколение художников обвиняло западных коллекционеров в "заговоре с целью контроля китайского искусства". Проблема по мнению Лю Вэя заключалась в том, что произведения искусства становятся или не становятся общественно значимыми в зависимости от цены на них на рынке. Пресса обсуждает то, что покупают. Наибольшие же деньги на арт-рынке сосредоточены в США и Европе, т.о. чтобы тебя заметили в том числе в родном Китае, тебе надо ориентироваться на вкус западных критиков и коллекционеров, а это в свою очередь ведет к стремительной потере собственной идентичности. Сам Лю Вэй представил на выставке многоканальное видео под названием «Трудносдерживаемый».
В 2004 году Лю Вэй представил публике свою скульптуру под названием "Нарушение пищеварения" (возм. «Расстройство желудка», англ. Indigestion). Скульптура представляет собой двухметровый экскремент, в котором «непереваренными» остались обломки детских игрушек и т.п. Работа несет в себе пацифистский смысл, указывая одновременно и на то, что такое война, что именно она «перемалывает» и что мы получаем на выходе.
С 2006 года в творчестве Лю Вэя постепенно начинает доминировать тема города. Городские пейзажи и архитектура были использованы им в работах из серии "Любить! Взять!" (англ. «Love it! Bite it!»). Любопытно, что здесь Лю Вэй создавал скульптуры из собачьего корма. О тематике работы, о влиянии города на свое искусство Вэй сказал: "города - это реальность. Весь Китай - это огромный строящийся город и он, конечно, влияет на меня". Город Лю Вэя - антиисторический, бессмысленно изменяющийся, распадающийся и снова строящийся. Таким образом люди живут в постоянно меняющейся среде, в вечном настоящем. В городе Лю Вэя человек больше не может почувствовать связь с историческим повествованием. Он может жить только в хаотичном настоящем.
Также Вэй создает работы из повседневного, "готового" материала. Серии "Антиматерия" и "Пока я это вижу" состоят из бытовых предметов, таких как стиральные машины, вытяжки и телевизоры, многие из которых были разрезаны или взорвались. Говоря о массовом производстве и современном обществе потребления, Вэй использует предметы роскоши капиталистического общества. В интервью 2010 года, Лю Вея спросили: "Как бы вы охарактеризовали свою работу?" на что он ответил: "я не могу, нет никакого способа сделать это".
Лю Вэй с готовностью признает, что не существует никакого способа "убить" идею стиля как такового. "На самом деле, всегда есть что-то еще," он говорит: "Я никогда не мог использовать поверхностные вещи. Например то, как многие художники используют репрезентативную форму, почти как символ или эмблему - чтобы определить мою работу доказать что у меня определенный стиль". Вэй предположил, что это похоже на физику "когда структура находится в состоянии покоя, в ней нет энергии, но когда структура нарушается, и ее части двигаются, энергия в ней появляется". Именно постоянное изменение и переход от стиля к стилю по мнению художника поддерживает интерес публики.