«Я не думаю, что фраза "big in Japan" ("знаменитый в Японии", выражение, которое используют в США для описания людей, которые работают и на американскую, и на японскую публику, но при этом "большими" деятелями искусства считаются лишь в Японии) хоть как-то описывает мое место на арт-сцене. Дело в том, что намного больше людей любят меня в Америке, чем на внутреннем рынке в Японии. В Японии я известен в некоторых узких кругах. В основном, как кто-то, кто пытается сломать традиции и дать свежего воздуха японскому искусству. Про меня лучше сказать не "big in Japan"... Я скорее символ влиятельного меньшинства»
Такаси Мураками (англ. Takashi Murakami, р. 1962) - современный японский художник, работающий в разных направлениях искусства.
Биография, творчество
Такаси Мураками родился 1 февраля 1962 года в г. Токио, Япония. Его отец был водителем такси, а мать - домохозяйкой. В детстве увлекался мангой. Поступил в Токийский университет искусств (англ. Tokyo University of the Arts), где хотел изучать анимацию, но в результате стал специализироваться на жанре Нихонга («традиционный» стиль японской живописи, который включает в себя традиционные японские художественные методы и образы). В качестве специалиста по стилю Нихонга Мураками получил степень Ph.D.
Мураками был неудовлетворен состоянием современного искусства в Японии, полагая, что речь идет о "глубоком следовании западным трендам". Таким образом, в большей части его ранних работ основной темой можно считать социальную критику, а типичным приемом - сатиру (например, перформанс Osaka Mixer Project, 1992). Художник также предложил свой собственный символ-значок, который изначально являлся автопортретом Мураками, вариантом его алтер-эго, и стал известен под названием Mr. DOB. Работа представляла собой анимационную фигуру, сформированную из букв D, O и B (сокращение фразы “Dobojite? dobojite?” - "Зачем? Зачем?", которая является цитатой японского комика Тору Юри и использована Мураками в качестве универсального для всех культур призыва к размышлению). Позднее Mr. DOB перерос в отдельного персонажа и соответствующий бренд. Ранние работы Мураками привлекли внимание к личности художника, но японская публика принимала их в то время неоднозначно.
В 1994 году Такаси Мураками получил гранд от Совета по культуре Азии (Asian Cultural Council) и принял участие в годичной международней программе в Нью-Йорке. Во время своего прибывания в США он ближе познакомился с современными тенденциями в американском искусстве. Особое влияние на него оказали такие художники, как Ансельм Кифер и Джефф Кунс. За время проведенное в Америке Мураками создал небольшую студию. Вернувшись в Японию, он начал разрабатывать собственный стиль и регулярно проводить выставки в Европе и США. В 1996 году основал Hiropon Factory, которая вместе со студией в США позднее стала базой для его компании Kaikai Kiki Co (с 2001).
Такаси Мураками является художником, который много работает над продвижением своего творчества на арт-рынке и открыто заявляет об этом. Художник много критиковал арт-рынок Японии и в связи с этим он разработал стратегию продвижения своего творчества, основной идеей которой был выход на западный рынок, а затем обратный "импорт" своих работ в Японию. Т.о. контент должен был одновременно и ассоциироваться с Японией, и представлять из себя нечто "живое", интересное зрителю. Ответом на подобный запрос для Мураками стала культура отаку. Словом "отаку" в самой Японии традиционно называли человека излишни увлеченного чем-либо, фаната (слово имело негативный характер). Впрочем, за пределами Японии (отчасти благодаря самому Мураками) термин стал обозначать ту часть молодежной японской культуры, которая в первую очередь ассоциировалась с аниме и мангой. Существуют в большей степени европейские термины «аниманга» (аниме и манга вместе) и «стиль Акиба» (по названию района в Токио), которые весьма грубо (и одновременно недостаточно полно) обобщают множество различных направлений, которые ассоциируются с яркими японскими образами. В искусстве данные работы иногда сравнивают с американским поп-артом. Сам Такаси Мураками считал, что стиль Отаку дискиминируется в Японии как "низкий", в то время как он представляет из себя пример действительно живой культуры. Художнику принадлежит термин «Po-Ku Revolution» (po-ku - соединение поп-арта и отаку).
Помимо культуры Отаку Мураками выделяет такое свойство японской живописи как суперплоскость (Superflat). Фактически, Мураками сформулировал определение Суперплоскасти как жанра, став родоночальником данного направления. Художнику принадлежит цитата: «У нас, в японской культуре, нет объемных, трехмерных изображений. Нашему рисунку свойственны исключительно 2D - формы, так называемая суперплоскость. В этом и заключается особенный шарм японской живописи». Разумеется, в даннном контексте Суперплоскость может рассматриваться как часть (свойство) стиля Отаку. В 2000 году Мураками выступил куратором выставки Superflat, на которой по его замыслу зрителю было предложено посмотреть на современное визуальное японское искусство сквозь призму традиционной культуры Японии. Позднее, на базе данного проекта состоялись выставки японского искусства в Париже (Coloriage Fondation Cartier pour l’аrt Contemporain, 2002) и Нью-Йорке (Little Boy: The Art of Jараn’s Exploding Subcultures, 2005).
Такаси Мураками часто сравнивают с Энди Уорхоллом. Такое сравнение вызвано схожей яркой эстетикой работ художников и их ориентированностью на коммерциализацию искусства. Кроме того, в 2001 году на базе нескольких своих студий Мураками создал арт-корпорацию Kaikai Kiki Co, которую нередко сравнивают с Фабрикой Уорхолла.
Такаси Мураками является одгим из наиболее дорогих современных художников Японии. В 2008 году скульптура «Мой одинокий ковбой» (My Lonesome Cowboy, 1998 года) была куплена на аукционе «Sotheby’s» за 15.2 миллионов долларов.
У художника также есть собака, которую зовут Porn (Порно). Она изображена на некоторых из работ Мураками (например, "Порно и я").
В 2013 году Такаси Мураками выступил в качестве режиссера в фантастической киноленте Jellyfish Eyes.