«Мое искусство берет свое начало в моих галлюцинациях, которые только я могу видеть. Я перевожу галлюцинации и навязчивые образы, которые досаждают мне в картины и скульптуры. Все мои работы пастелью являются продуктами навязчивого невроза и, следовательно, неразрывно связаны с моей болезнью. Впрочем, я создаю что-то даже когда не вижу галлюцинаций».
Яёи Кусама (англ. Yayoi Kusama, р. 1929) – японская художница. Получила известность как автор работ, содержащих многократное повторение одного и того же элемента. В 2008 году одна из её работ была продана за 5100000 долларов США, что является рекордом для художника-женщины.
Биография, творчество
Яёи Кусама родилась в г. Мацумото (Нагано, Япония) 22 марта 1929 года в достаточно благополучной, но консервативной семье. С детства страдала галлюцинациями, навязчивыми образами и мыслями. По её собственным словам, подвергалась насилию со стороны матери. Рисовать начала по совету психиатра Нисимару Сихо и еще в детстве стала изображать на различного вида поверхностях одинаковые круги, которые позднее превратились в её, возможно, самый узнаваемый образ: белые круги на красном фоне. Перенос подобной стилистики в живопись, дизайн интерьеров и одежды в США отчасти рассматривался как вид минимализма (данный термин использовал применительно к ней, например, Дональд Джадд), а в отечественных источниках зачастую описывался как «белый горошек» (Например, «Красное платье в белый горошек» и т.д.). Сама художница предпочитает термин «сеть бесконечности».
В 1948 году Яёи Кусама ушла из дома, чтобы поступить в Школу искусств и ремёсел города Киото, где год изучала стиль нихонга (дословный перевод с японского – «японская живопись»), под которым в тот временной промежуток понималась официально одобряемая государством живопись, адаптирующая традиционные японские образы и техники рисования и вводящая новые, «современные», актуальные сюжеты. Позднее она говорила: «когда я думаю о своей жизни в Киото, меня начинает тошнить» и вспоминала, что ненавидела т.н. Иэмото, т.е. традиционную для Японии систему обучения, подразумевающую определенную субординацию, отношения «мастер-ученик» и «семейные», клановые по своей сути связи между всеми членами школы.
После года в художественной школе, Кусама начала экспериментировать со стилями и к 1950 уже рисовала свои знаменитые белые круги на красном фоне, которые, как она говорила, были взяты из её галлюцинаций. Сама она позднее вспоминала: «Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто. Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась».
В художественном смысле огромное влияние на творчество Яёи Кусама оказала американская художница Джорджия О’Кифф, работы которой так поразили Яёи, что та даже достала почтовый адрес своего кумира и написала несколько писем, после чего неожиданно получила ответ. Следствием завязавшейся между ними переписки стало то, что в 1957 году в возрасте 27 лет Кусама переехала в США. Надо отметить, что переезд этот сопровождался конфликтом с матерью, которая была категорически против решения дочери и даже сказала ей, что обратно она может не возвращаться.
Оказавшись в Америке никому не известная японская художница столкнулась с целым рядом проблем. У нее почти не было денег, она никого не знала кроме О’Кифф. Кроме того, она уничтожила свои ранние работы, напоминавшие ей о прошлом, оставив лишь те из них, которые надеялась продать. Впрочем, вернувшись в Нью-Йорк после не слишком удачной попытки устроить выставку в Сиэтле, Яёи Кусама через свою подругу по переписки познакомилась с арт-дилером Эдит Хальперт и с этого времени её финансовое положение стало постепенно улучшаться, а сама она начала заводить знакомства и находить свое место в арт-жизни США. В это же время она начинает свое обучение в лиге студентов-художников Нью-Йорка, которую посещает почти целый год.
60-х годах Яёи Кусама оказалась в центре т.н. первого поколения хиппи, которое отличалось ярко выраженным пацифистским настроем и склонностью к эксцентричному поведению. Художницу быстро начали называть одним из лидеров авангардизма, а её этническое происхождение, принадлежность к «экзотичной» культуре и психическое состояние заставили публику обратить внимание на всю нестандартность её работ. Во второй половине 60-х годов Кусама организовывает ряд антивоенных хэппинингов, которые почти всегда устраивались в наиболее публичных местах и предполагали участие людей в обнаженном виде ("Анатомический взрыв" на Уолл-стрит, "Самоуничтожение. Анатомический антивоенный взрыв" на Бруклинском мосту).
Кроме того, в 60-х годах Яёи Кусама начинает создавать т.н. «зеркальные комнаты», т.е. особые арт-пространства, которые благодаря зеркалам и единому дизайну создают перед зрителем визуальную иллюзию бесконечности и погружают его в необычную, сюрреалистичную среду. В 60-х годах критики отмечали также склонность художницы изображать фаллосы и использовать их в дизайне мебели (например, "Скопление", 1966), одежды (шляпа с фаллосами) и пространств ("Бесконечная зеркальная комната – поле фаллосов", 1965), интерпретируя это как проявление феминизма и поиск женской идентичности, «познание собственной сексуальности». Сама же художница позднее говорила, что испытывает необъяснимый страх перед половыми органами и, доводя до абсурда сам символ, пытается т.о. работать с «запретными» для себя формами.
В 1966 году Яёи Кусама могла принять участие в Венецианской биеннале, но из-за своей скандальной репутации доверена ей такая честь не была. В ответ на «ханжество» арт-элиты, Кусама разместила свою новую инсталляцию («Сад Нарцисса») прямо перед входом в здание, где проводилась биеннале. Работа представляла из себя поле с 1500 зеркальными шарами и надписью «Ваш нарциссизм [с орфографической ошибкой] на продажу» (англ. «Your Narcisium [sic] for Sale»). Художница была одета в традиционную японскую одежду, противопоставляя себя т.н. «белой» элите, и продавала шары посетителям по 2 доллара за штуку пока её не арестовала местная полиция.
В конце 60-х годов о Яёи Кусаме говорили уже как о состоявшейся скандальной художнице со своими «фирменными» образами и знаками. Кроме того, появились особые темы, которые также начали характеризовать все творчество Яёи. Важнейшей концепцией здесь может считаться концепция самоуничтожения. Термин «self-obliteration» встречается в названиях многих работ художницы и по её собственным словам вырастает из японского понятия eigo kaiki (дословный перевод – «вечное повторение»). Помимо этого, в конце 60-х годов Кусама начала анонсировать свои акции и делать политические заявления, самыми известными из которых можно считать сожжение флага СССР в знак протеста против вторжения в Чехословакию и предложение вступить с сексуальную связь с Никсоном, если тот согласится вывести войска из Вьетнама.
Кусама всегда выступала против элитарности искусства, говоря, что «искусство должно быть размещено по соседству с супермаркетами, чтобы привлечь людей, не имеющих отношения к творческой элите». Такая позиция и включенность в арт-круги США 60-х годов привели к тому, что в определенный момент времени из лидера авангарда Яёи Кусама превратилась в первопроходца американского поп-арта. Впрочем, сама художница никогда себя к данному направлению не причисляла, т.к., во-первых, весьма отрицательно относилась к позиционированию поп-арта как «национального стиля США», а во-вторых считала повторения свойственные художникам данного направления чем-то бездушным и холодным. Более того, увидев инсталляцию Энди Уорхола со стенами обклеенными обоями с коровьей мордой, она обвинила его в плагиате, указав на то, что это повторение её "Скопления тысячи лодок", где образ лодки просто заменен на коровью голову. Интересно, что чуть позже в плагиате был уличен также Клас Ольденбур – другой классик поп-арта, причем в его случае это было настолько явно, что жена Ольденбура даже принесла свои извинения.
1968 год стал особенно плодотворным для художницы. Помимо ряда громкий акций и заявлений, она открыла свой собственный бренд Kusama Fashion Company Ltd. в знаменитом универмаге Bloomingdales. Её имя стало крайне известным, на её «выходки» начали реагировать высокопоставленные лица и, как результат, её стали достаточно часто задерживать. Любопытно, что во время одного из задержаний, охранник в участке узнал Кусаму и признался ей в том, что является её поклонником, после чего подарил ей торт, а одна из девушек в соседней камере изъявила желание участвовать в какой-либо будущей акции художницы. Одновременно с этим, в Японии деятельность Яёи Кусамы оценивалась крайне негативно. Её называли бесстыдницей, а в школе г. Киото даже был организован сбор подписей за исключение её имени из списка почетных выпускников.
В начале 70-х годов Яёи Кусама продолжала активную деятельность и появлялась на обложках различных журналов чуть ли ни чаще чем любой другой художник того времени. Её обвиняли в самопиаре и отмечали, что трудно определить, где кончается эксцентричность, психические особенности и начинается реклама, «спекулирование на собственном безумии». Впрочем, в 1973 году, через год после смерти близкого друга Джозефа Корнелла, она решает уехать из США и вернуться на родину. Её здоровье резко ухудшилось, врачи в Японии обнаружили у неё диффузный зоб и миому матки. В Японии, пройдя курс лечения, Яёи Кусама попыталась продавать картины западных мастеров, но вскоре начался нефтяной кризис и подобного рода бизнес стал в принципе невозможен в обедневшей стране. Кроме того, в 70-х годах у неё участились галлюцинации и её психологическое состояние в целом начало ухудшаться. В марте 1977 года Яёи Кусама по собственному желанию легла в психиатрическую клинику Сейва (Seiwa) в связи с проявляющимся синдромом навязчивых состояний.
Следующие десять лет Яёи Кусама провела в Японии и её имя постепенно начали забывать. «Возвращение» художницы произошло в конце 80-х годов, когда в Европе прошло несколько ретроспектив её творчества. В 1993 же году ей было доверено официально представлять Японию на Венецианской биеннале. Более того, в последующие годы она еще дважды (1998, 1999) представляла свою страну на данном престижном арт-событии.
В 2011 году совместно с американским модельером Марком Джейкобсом Яёи Кусама работала над коллекцией для Louis Vuitton. Сам Марк Джейкобс утверждал, что о совместной работе с японской художницей думал еще за несколько лет до этого. Кроме того, в 2006 году он посещал её студию в Японии. Выход же коллекции сопровождался рекламной компанией, включающей в себя конкурс, победители которого получали книгу «Алиса в стране чудес» в авторском оформлении Яёи Кусамы.
В настоящее время она проживает в психиатрической лечебнице в г. Токио и работает в студии, которая располагается недалеко от больницы.