Поп-арт



Поп-арт – направление в изобразительном искусстве, которое возникло в Англии в 50-х годах XX века как реакция на абстрактный экспрессионизм. В узком смысле под данным термином понимается живопись (часто коллажи) конца 50-х – начала 60-х годов XX века, которая активно использовала образы, взятые из рекламы, из СМИ и т.д.

Поп-арт отрицал элитарность, которая была присуще популярным в то время формам абстракционизма и являл из себя попытку возвращения искусства назад к «обычному человеку». Тем не менее, назвать поп-арт возвратом к реализму было бы неправильно, т.к. поп-арт работает не с объектами реальности, а с тем, что позже Жан Бодрийяр назвал симулякрами, т.е. с копиями, не имеющими оригинала в реальности. Т.к. «обычный человек» уже существовал в мире, где реальное уступало место символическому, то на практике это воплощается в том, что в качестве изображаемых объектов использовались узнаваемые и много раз проинтерпретированные в культуре образы (отсюда обильное заимствование образов из СМИ и рекламы), которые знакомы всем членам заданного (в классическом смысле – западноевропейского) общества. Такие образы могут быть повторены бесчисленное количество раз, растиражированы и не имеет значение идет ли речь о портрете Мерлин Монро или о банке супа. Разницы между ними нет, т.к. и то, и другое лишь симулякры, не имеющие связи с реальными объектами.

Исторически все началось в 1952 году, когда при Институте современного искусства в Лондоне была создана «Независимая группа», которая занималась изучением современной городской народной культуры. Объектами исследования стали популярные образы, формирующие «имиджи» людей и составляющие массовую культуру. Художники входивший в данную группу - Ричард Гамильон и Эдуард Паолоцци - создавали коллажи из предметов массовой культуры, т.о. первыми работами выполненными в жанре поп-арт можно считать коллажи Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956 год) и Эдуарда Паолоцци «Я была игрушкой богача» (1947). Другой участник той же группы, арт-критик Лоуренс Аллоуэй предложил для данных работ термин поп-арт, не вкладывая, разумеется, в него всех тех смыслов, которые появились позднее.

Постепенно исследователи-интеллектуалы стали создателями новой эстетики. К группе начали присоединяться все новые участники и в конце 50-х годов движение это начало получать массовое распространение уже в США. Здесь поп-арт получил новое смысловое наполнение, работы в данном смысле стали восприниматься как памятники продуктам массового потребления, которые в свою очередь являли из себя нечто позитивное, т.к. во-первых являлись вещественным доказательством силы национальной экономики, а во-вторых являлись тем, что уравнивало самых разных людей, ассоциируясь с некой социальной справедливостью. Потребитель условной жвачки или кока-колы может идентифицировать себя и с президентом, и с известными актерами, т.к. и президент, и актеры также как и он жуют жвачку и пью кока-колу.

Крупнейшим деятелем американского поп-арта возможно следует считать Энди Уорхола. В 1960 году он разработал дизайн для банок Кока-кола, что принесло ему широкую известность, а в период с 1960-1962 цикл картин с изображением банок супа Кэмпбелл. В 1962 году появились бутылки кока-колы в ярких тонах – позже многократное повторение разнообразных симулякров, выполненное в такой стилистики стало типичным для художника и начало ассоциироваться со всем поп-артом.

После 1962 года Уорхол начинает работать с образами известных людей: актеров, певцов, политиков и т.д. В 1963-1964 годах он создает т.н. «Фабрику» - мастерскую Уорхола, в которой создание произведений искусства было поставлено на поток. Здесь снова можно заметить некое отрицание абстрактного экспрессионизма. На смену мрачному пафосу художников данного направления пришел жизнерадостный поп-арт. Вместо уединенной мастерской Поллока, расположенной в гараже рядом с его домом в Спрингсе, Уорхол предлагает свою «Фабрику», занимающую целый этаж здания на Манхэттене, в которой постоянно проводятся различные вечеринки и царит атмосфера вседозволенности. Кроме того, «Фабрика» была действующим производством со своим коллективом рабочих. Произведения искусства (в основном портреты знаменитостей) создавались здесь со скоростью 80 отпечатков в день (несколько тысяч в год).

В СССР подвидом поп-арта можно считать соц-арт. Направление, которое использовало образы советской массовой культуры, соцреализма. Разумеется, если относить к поп-арт лишь работы художников 50-х – 60-х годов, то соц-арт представляет собой не подвид, а новый жанр имеющий свои корни в поп-арте.

Поп-арт:

Ричард Гамильтон, Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными? Поп-арт
Ричард Гамильтон, «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)


Энди Уорхол, Coca-Cola 3, Поп-арт
Энди Уорхол, «Coca-Cola (3)» (1962)




Энди Уорхол, Суп Campbell, Поп-арт
Энди Уорхол, «Суп Campbell» (1961)









Вагрич Бахчанян, Преображение романа Владимира Набокова Лолита, Соц-арт
Вагрич Бахчанян, Преображение романа Владимира Набокова "Лолита" (1975) (соц-арт)
Эдуард Паолоцци, Я была игрушкой богача. Поп-арт
Эдуард Паолоцци, «Я была игрушкой богача» (1947)




Энди Уорхол, Coca-Cola 3, Поп-арт
Энди Уорхол, «Бутылки Coca-cola» (1962)










Энди Уорхол, Тридцать две банки супа Кэмпбелл, Поп-арт
Энди Уорхол, «Тридцать две банки супа Кэмпбелл» (1962)








Александр Косолапов, Малевич Мальборо, Соц-арт
Александр Косолапов, "Малевич Мальборо" (1987) (соц-арт)
Рой Лихтенштейн, Ohhh… Alright… Поп-арт
Рой Лихтенштейн, «Ohhh… Alright…» (1964)


Джон Паше, Tongue and Lip Design, логотип для Rolling Stones, Поп-арт
Джон Паше, «Tongue and Lip Design» логотип для Rolling Stones
(1971)


Энди Уорхол, Сто банок супа Кэмпбелл, Поп-арт
Энди Уорхол, «Сто банок супа Кэмпбелл» (1962)


Виктор Скерсис, Пионерки, Соц-арт
Виктор Скерсис, «Пионерки» (1972) (соц-арт)







Добавить комментарий:







© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров