Коллаж - художественное произведение, созданное путем наклеивания на некую основу различных объектов, которые отличаются по форме/материалу и т.д., но объединены тематически.
Традиционно различают понятия «Коллаж» и «Коллажная живопись». В первом случае мы имеем ввиду склеенные на единой основе фрагменты, а во втором – стилизацию под Коллаж, картину нарочито разбитую на отдельные образы. Впрочем, для современного искусства грань между двумя этими понятиями не имеет большого значения, т.к., например, зачастую акты непосредственно составления коллажа и рисования представляют собой не два различных жанра, а два этапа при создании одного произведения (коллажи Б. Луца, А. Колдуэлла)
Первым художником, который работал исключительно в данном жанре считается Курт Швиттерс (1887-1948). Его коллажи представляли собой композиции из найденных предметов, скрепленных вместе, без какой-либо особой художественной обработки.
Трудно выделить истоки данного жанра, но сам Швиттерс, как и многие первые художники-коллажисты, изначально относился к дадаизму. Кроме того, первые коллажи из случайно найденных предметов явно представляли собой продолжение традиции реди-мэйда, которую заложил Марсель Дюшан в начале XX века. Здесь так же как и в работах Дюшана случайно найденные предметы переносились из пространства быта в художественную плоскость, получая при этом новое осмысление и новые интерпретации.
С развитием технологий стали также различать понятия фотоколлаж (создание коллажа из фотографий или фрагментов фотографий) и видеоколлаж (создание видеоряда из различных видеовставок, которые могу быть как основой такого коллажа, так и выполнять функцию некоего визуального комментария к общей линии повествования).
Кроме того, следует отметить, что многие элементы различного традиционного этнического искусства нашли свое воплощение в работах современных художников-коллажистов. Так, например, к жанру коллажа может быть отнесен стиль Трапунто, который разработала филиппинская художница Пацита Абад.