«Я стараюсь удалять все постороннее. Таким образом каждый элемент добавляется к целому. Я верю в простую форму и сложный смысл. Мои фотографии создают эффект присутствия. Они имеют тенденцию оставаться с вами долгое время после того, как вы увидели их».
Роджер Баллен (англ. Roger Ballen, р. 1950) – современный фотограф, работающий в жанре постановочная фотография. Родился в США, но большую часть карьеры провел в ЮАР.
Ранняя биография
Роджер Баллен родился в Нью-Йорке (США), в 1950 году. Его отец был адвокатом, а мать – Адриенн Баллен – в период с 1963 по 1967 год являлась членом известного фотоагентства Magnum. В 1968 году она вместе с Ингрой Бонди основала свою фотогаллерею в Нью-Йорке. Известно, что бабушка и дедушка фотографа были родом из России.
Свою первую фотографию Баллен сделал, когда ему было пять с половиной лет, а первую камеру получил в 13, но нельзя сказать, что будущий фотограф сразу нашел свое призвание. После окончания старшей школы он изучал психологию в Университете Калифорнии, Беркли. Свою первую серию фотографий по воспоминаниям друзей Баллен создал во время студенческих демонстраций против войны во Вьетнаме. Впрочем, снимки того времени не были официально опубликованы и неизвестно сохранились ли они до наших дней.
В 1973 году умирает мать художника. Сразу после этого Баллен покидает Нью-Йорк и оправляется путешествовать по Европе, Азии и Африке. Полтора года живет в ЮАР. В это время он создает множество фотографий, часть из которых составляют его первый профессиональный альбом "Boyhood" (1979). В США он возвращается только в 1977 году для окончания работы над вышеупомянутым альбомом и получения степени PhD в Колорадском горном институте. Как представитель данного института, т.е. в качестве геолога в 1982 году он вновь посещает ЮАР.
Надо отметить, что долгое время сам Роджер Баллен считал фотографию только лишь своим увлечением. По его собственным словам впервые кто-то купил его снимок в 1982 году, но основная его деятельность лежала в другой плоскости: «я доктор геологических наук. И я работал геологом тридцать лет. Моя работа заключалась в поиске минералов: золота и платины. Я много путешествовал по Африке. Если бы у меня не было этой профессии, я бы никогда не смог снять того, что снял».
Во второй альбом Баллена «Dorps: Small Towns of South Africa» (1986) вошли снимки, сделанные фотографом во время его путешествий по маленьким городам и деревням Южной Африки. Альбом посвящен той «Старой Африке», которая исчезала на глазах, уступая свое место динамично развивающимся образам новой ЮАР. Здесь еще сложно говорить о типичных для Баллена безумных, мрачных «фантасмагориях». На фотографиях из данного альбома чаще всего запечатлены обычные люди, которых фотограф встречал во время своих многочисленных путешествий и их быт, столь непривычный для взгляда европейского наблюдателя.
Следующий альбом Баллена «Platteland» вышел в 1994 году. Он также посвящен провинциальной жизни ЮАР и во многих отношениях продолжает идеи предыдущего альбома. Сьюзан Зонтаг сказала про данную работу, что это "самая впечатляющая череда портретов, которую я видела за последние годы».
Надо отметить, что после окончания института Баллен переехал в ЮАР и все последующее его творчество связано именно с этой страной. После альбома «Platteland», в 2001 году он выпустил альбом «Outland», говоря о котором сложно не заметить, что в некотором смысле он оканчивает определенный период в творчестве данного художника. Дело в том, что в 80-х и 90-х годах Баллен зачастую воспринимался как американский фотограф в ЮАР, а его взгляд был взглядом стороннего наблюдателя на жизнь ЮАР того времени. В «Outland» часть снимков уже можно отнести к постановочной фотографии, а в следующем альбоме - "Shadow Chamber" (2005) – Баллен уже начинает создавать те «безумные» образы, которые принесли ему славу и часто ассоциируются с его именем.
Работы из "Shadow Chamber" часто представляют собой нечто среднее между художественной и документальной фотографией. Люди, животные и различные другие объекты здесь часто представлены обособленно. Они как бы существуют в рамках одной фотографии, но при этом внешне никак не контактируют друг с другом. Здесь почти отсутствует нарративная составляющая, однако зритель чувствует нечто необъяснимо жутковатое и сюрреалистичное в том, что предстает перед его взглядом.
В 2006 году с Роджером Балленом связалась Йо-Ланди Фиссер с предложением о сотрудничестве. Чуть позже она начала появляться на снимках Баллена уже в качестве солистки тогда еще только что образованной группы Die Antwoord. Под влиянием творчества фотографа была сформирована особая эстетика этой культовой южноафриканской группы, а сам Баллен в 2011 году снял клип на песню "I Fink U Freeky", который выиграл ряд европейских музыкальных и арт наград. Фотографии, которые зачастую делались во время съемок клипа, вошли в одноименный альбом Баллена («I Fink U Freeky», 2013).