«Тип рекламы на телевидении и в глянцевых журналах визуально разработан так, чтобы иметь власть над умами людей еще до того, как они смогут подвергнуть его сомнению. Темная сторона моей работы, в первую очередь, касается внутренних механизмов визуальных образов и того, как эти механизмы влияют на умы»
Мэт Коллишоу (иногда Мэт Коллишо, англ. Mat Collishaw, р. 1966) – современный британский художник и арт-фотограф. Представитель группы Молодые британские художники (YBA).
Биография и творчество
Мэт Коллишоу родился в 1966 году в Ноттингеме (Великобритания). Его родители являлись членами фундаменталистской секты Христадельфиан (от греч. “братья во Христе”) и это накладывало отпечаток на семейный быт. Так, например, известно, что в детстве будущий художник не получал подарки на Рождество (т.к. само Рождество не праздновалось) и не имел возможности смотреть телевизор, т.к. телевизора не было.
В 1985 году Коллишоу поступил в университет Trent Polytechnic в своем родном городе Ноттингем (Nottingham Trent University), но бросил его уже в 1986 году, после чего переехал в Лондон и поступил там в колледж Голдсмит (1986-1989). Здесь он познакомился со множеством художников, которые позднее стали известны как группа Молодые британские художники. Участвовал в знаменитой выставке «Freeze», на которой представил свою первую известную работу «Bullet Hole» («Пулевое отверстие»). Несмотря на название, работа представляет собой изображение ранения ножом для колки льда, которое художник позаимствовал из методического пособия по патологиям, а затем, многократно увеличив, разместил на 15 полотнах. Сейчас работа хранится в Музеи Старого и Нового Искусства (Museum of Old and New Art (MONA)) в городе Хобарт, Австралия.
В 90-х годах Мэт Коллишоу активно сотрудничал со многими представителями YBA. Он встречался с Трэйси Эмин и дружил с Дэмиеном Херстом. В это время он создает множество работ, часть которых (Например, триптих «Распятие», «Wound», «Sugar and Spice and All Things Nice» и др.) отличаются своим провокационным содержанием. В 1996 году была создана серия работ под название Catching Fairies (Возм. Перевод: «Ловля фей»), а в 1997 – «Sugar and Spice and All Things Nice», в которой ряд арт-критиков увидели пропоганду педофилии.
В 2010-2011 годах Мэт Коллишоу создал серию работ под названием «Last meal of death row». Это натюрморты выполненные в стиле Франсиска Сурбарана и голландских художников XVII века, на которых изображены последние ужины людей, приговоренных к смертной казни.
В 2015 году художник представил публике работу “All Things Fall”. Работа представляет собой зоотроп, созданный при помощи 3D-печати по мотивам картины Питера Пауля Рубенса «Избиение младенцев». Вместе с Коллишоу над произведением работал Себастиан Бердон, который отвечал за непосредственное создание 3D-моделей персонажей (более 350 фигур людей) и их анимацию.
Творчество Мэта Коллишоу часто рассматривают с точки зрения изучения механизмов воздействия визуальных образов на разум человека, на его восприятие. Ему свойственно заимствовать сюжеты и образы (часто даже «образы-тренды». Так, например, достаточно типичная идея фотографии цветов - Infectious Flowers (2005) – в исполнении Коллишоу воплощается в нечто эстетически новое), стилизовать свои работы под работы мастеров прошлого (Например, Last meal of death row), а также подвергать фотографии цифровой обработке (почти все работы художника. Например, Sugar and Spice and All Things Nice).