Бэнкси - современный художник граффити, настоящее имя которого неизвестно. Бристоль, Англия

"Когда Вы идете по художественной галереи, Вы являетесь всего лишь туристом, пришедшим посмотреть на трофеи парочки миллионеров"


Banksy «Wall and Piece». Издательство: «Century» 2006, стр. 150


Бэнкси (псевдоним англ. Banksy, р. 1974 или 1975) – английский художник, чье творчество относят к стрит-арту. Настоящее имя неизвестно, в разное время выдвыгались различные версии относительно данного вопроса.


Биография, творчество

Скорее всего Бэнкси родился в Бристоле (Англия) в 1974 году. Несмотря на популярность творчества Бэнкси, до сих пор неизвестно настоящее имя человека, скрывающегося под этим псевдонимом.

Первые работы Бэнкси относятся к 90-м годам XX века. В начале это были граффити, позже он перешел на трафареты.

Творчество Бэнкси носит остросоциальный характер, а тематика многих его работ может быть определена как антивоенная и антикапиталистическая. Многие его работы получили скандальную известность. Так, например, в 2003 году на выставке «Turf War» Бэнкси представил публики разрисованных животных. Несмотря на то, что Королевское Общество по Защите Животных признало условия пригодными, ряд «зеленых» активистов выступили с протестом, а один из них даже приковал себя к ограждению. Другой скандальной акцией Бэнкси стало изготовление 10-фунтовых купюр с изображением Принцессы Дианы и надписью «Banksy of England» вместо королевы и «Bank of England» соответственно. Несколько купюр были розданы на фестивали «Notting Hill Carnival» и позже даже потрачены в ближайших магазинах. Позднее часть купюр продавалась на e-bay по 200 фунтов за каждую. Сам Бэнкси в фильме «Выход через сувенирную лавку» так описал эту ситуацию: «Я напечатал миллион фунтов, хотел просто сбросить их с крыши, но несколько раздал на фестивале, и они пошли и потратили их. Ну знаешь: "Мне два пива", — им давали пиво. Никто не замечал! И когда это случилось, мы поняли: мы ж миллион подделали! А за это можно на десять лет загреметь. И вот теперь они у меня лежат и я не знаю, что с ними делать».


В 2005 году Бэнкси создал девять изображений на т.н. израильском разделительном барьере между Израилем и Западным берегом реки Иордан. В том же году он создал картину «Королева Виктория Лесбиянка» («Queen Victoria Lesbian»), выполненную в жанре поп-арт, оригинал которой был позже куплен Кристиной Агилерой вместе с еще двумя его работами за рекордные на тот момент для художника 25000 фунтов.

В 2006-2007 годах творчество Бэнкси стало по-настоящему коммерчески успешным. Он продолжил работать в жанре поп-арта и создал ряд трафаретов с различными изображениями Моны Лизы, а затем работы под названиями «Bombing Middle England», «Bomb Hugger» и «Balloon Girl». В декабре 2006 года журналист Макс Фостер придумал фразу "эффект Бэнкси", для иллюстрации того, как интерес к другим уличным художникам возрос вслед за успехом Бэнкси. Примерно в это же время начало меняться отношение к Бэнкси со стороны официальных структур и широкой общественности. Так, например, британский телеканал ITV вручил (вернее попытался вручить, т.к. Бэнкси не явился на церемонию) художнику премию «Величайшие Британцы» в категории «Искусство», а в предположительно родном городе художника Бристоле его граффити, которые изначально считались проявлением вандализма, начали оберегаться. В настоящее время по «местам Бэнкси» проводятся экскурсии, а один из домов, который был куплен за 1000 фунтов стерлингов спустя 11 лет и после появления на нем граффити Бэнкси был выставлен на продажу за 500000 фунтов. В это же время в Лондоне корпорация «Transport for London» уничтожила одну из граффити Бэнкси, которая изображала Сэмюэля Л. Джексона и Джона Траволту с бананами вместо пистолетов, что вызвало большой общественный резонанс и вынудило руководство компании несколько раз комментировать данный инцидент. Впрочем, в конечном итоге, в официальном заявление было сказано, что «рабочие не искусствоведы и ответственности не несут». Интересно отметить, что на этом история не закончилась. Вскоре Бэнкси восстановил свою работу на том же месте, но теперь те же персонажи были уже с оружием и одеты в костюмы бананов. Изображение быть снова уничтожено, но теперь неким художником граффити Озоном, который заявил, что картина была недостаточно хороша и её необходимо переделать. Новый вариан, если он будет хорош, Озон обещал оставить. Тем не менее, нового варианта молодой художник не дождался, т.к. был сбит поездом. В память о нем Бэнкси нарисовал граффити посвященное Озону на месте «Криминального чтива».

Здесь надо отметить, что работы Бэнкси не раз уничтожались и подвергались актам вандализма, хотя подобная формулировка и может показаться парадоксальной. Иначе говоря, произведения Бэнкси уничтожались различными коммунальными службами («Криминальное чтиво», «Take this - Society!», уничтоженная по распоряжению местного чиновника Грега Смита в 2008 году), а также повреждались анонимными лицами (пример: девушка с жемчужной сережкой в Бристоле, большинство граффити в Новом Орлеане и др.).

В 2008 Бэнкси создал ряд изображений в Новом Орлеане, приурочив их создание к третьей годовщине урагана «Катрина», унесшего жизни 1836 человек в 2005 году. Впрочем, тематика данных изображений не сводилась только лишь к урагану. Многие из этих работ являются протестом против деятельности Фреда Радтке, известного также под псевдонимом «Серый призрак», который прославился тем, что уничтожил множество граффити по всему миру, закрасив их серой краской.

В 2011 году вышел фильм «Выход через сувенирную лавку» (впервые показан на кинофестивале «Сандэнс» в 2010), режиссером которого был указан Бэнкси. Фильм посвящен творчеству Тьерри Гетты известного также как «Mr. Brainwash» (рус. «Мистер Мозгоправ»), сокращенно MBW. Данная кинокартина получила широкую известность и был номинирована на премию британского независимого кино за лучший документальный фильм, на премию «Оскар» за лучший документальный фильм (Бэнкси, Джейми Д’Круз), на премию BAFTA за лучший дебют британского сценариста, режиссёра или продюсера (Бэнкси, Джейми Д’Круз), а также получила американскую премию «Независимый дух» за лучший документальный фильм (Бэнкси).

Также в 2010 году Бэнкси делал заставку («диванную шутку») для Симпсонов (3 эпизод, 22 сезон. Название серии: «MoneyBART»). Тэг «Бэнкси» также несколько раз употребляется в 14 серии 22 сезона.

В 2011 году после ряда протестов в родном городе Бэнкси Бристоле против супермаркета «Tesco Express» и случившихся на этой почве массовых беспорядках, художник создал ряд плакатов, изображавших бутылку с зажигательной смесью и этикеткой Tesco Petrol Bomb. Плакаты продавались в самом Бристоле, а деньги от их реализации пошли на оказание юридической помощи задержанным. Само изображение бутылки стало также использоваться в ряде работ в стиле поп-арт и размножено традиционным для данного жанра образом – в различной цветовой гамме.

В том же году он создал скульптуру "Cardinal Sin" – видоизмененную «копию» бюста священника XVIII столетия. Данная работа была выставлена в художественной галерее Уокер в Ливерпуле и являлась протестом против насилия над детьми в католической церкви.

В 2012 году на официальном сайте Бэнкси появились изображения на олимпийскую тематику и приуроченные к проходящим в то время Олимпийским Играм в Лондоне. Однако местоположение оригинала граффити остается неизвестным.

В 2013 году одно из произведений Бэнкси («Рабский труд», изображение ребенка шьющего британские флаги) было удалено со стены в Лондоне и вскоре обнаружено в каталоге изобразительного искусства аукциона Майами. Многими местными жителями данное действие было расценено как воровство, а власти района Wood Green, откуда исчезло изображение, начали компанию по возвращению работы Бэнкси на её «законное место».

Известно, что у Бэнкси складываются непростые отношения со многими другими уличными райтерами, художниками ит.п. Это проявилось в ходе его акции под названием «Лучше снаружи, чем внутри» («Better Out Than In»). Суть данного мероприятия состояла в том, что на протяжении всего октября 2013 года ежедневно на улицах Нью-Йорка (традиционно считавшегося Меккой стрит-арта) появлялись различные граффити, инсталляции ит.п. авторства Бэнкси (всего 31 работа). Эти работы снимались и выкладывались в открытый доступ на специально созданном для этого сайте. Кроме того, существовал бесплатный номер, позвонив на который пользователь мог прослушать нечто вроде аудио комментария, экскурсии по выставленным работам. Фактически это была выставка работ, выполненная в нестандартном формате в духе стрит-арта, но со многими атрибутами классической выставки. Бэнкси даже дал интервью «The Village Voice». Тем не менее, данная акция была встречена неоднозначно. Кроме негативной реакции со стороны властей города, работы Бэнкси были плохо встречены и многими местными райтерами. Зачастую его граффити уничтожались буквально на следующий день, а на их месте возникали подписи различных малоизвестных в мировом масштабе личностей. Один из нью-йорских бомберов MQ прокомментировал происходящее следующим образом:
«Чтобы тебя начали уважать на улице, нужно много работать над собой и показывать результат. Местные райтеры потратили много сил и времени, чтобы привлечь к себе внимание, и если кто-то приходит в их город, привлекая при этом слишком много внимания, им это не нравится, так что это вполне нормальная реакция на происходящее»
Одновременно с этим мэр Нью-Йорка Блумберг также высказался по поводу деятельности Бэнкси: «Граффити разрушают собственность людей и это признак распада общества и потери контроля… Нет никого, кто сильнее бы поддерживал искусство, чем я. Я просто думаю, что существуют места для искусства и места, в которых искусства быть не должно».

Данная «выставка» состояла не только из граффити и различного рода инсталляций, но и включала в себя нечто, что отчасти может быть названо перформансом. Так, 12 октября Бэнкси на улице Нью-Йорка занимался тем, что продавал свои работы по 60 долларов за каждую. Люди (в основном туристы, проходившие мимо) не знали, что перед ними подлинники, примерная цена которых составляла 31000 за каждый. Всего было продано 8 картин трем людям.

В августе 2015 года в небольшом городе Уэстон-сьюпер-Мэр (Англия) Бэнкси открыл временный парк развлечений "Дисмаленд" (от англ. Dismal - угрюмый) который представлял собой пародию на индустрию развлечений и очень скоро был окрещен журналистами как «депрессивный Диснейленд». Парк содержал в себе отсылки к типичным для Диснея образам в интерпретации Бэнкси. В центре парка стоял полуразвалившийся замок Золушки, который пришел в запустение после гибели хозяйки в автокатастрофе (возможно отсылка к судьбе принцессы Дианы), а вокруг него располагались различные объекты, которые также создавали атмосферу общей упадочности всего этого сказочного мира. Сам художник назвал свой проект фестивалем "искусства, удивлений и начального анархизма". С экономической точки зрения «Дисмаленд» также надо признать крайне успешным проектом, который не только принес деньги создателям, но и обогатил весь регион. Парк работал 36 дней (с 21 августа 2015 по 27 сентября 2015). За это время его посетило 150000 человек. Т.о. по подсчетам BBC организаторы получили 450000 фунтов, а экономика региона обогатилась за этот короткий промежуток времени на 20 млн фунтов. На закрытии парка выступили Blur, Pussy Riot и Кейт Темпест.

В декабре 2015 года в лагере мигрантов в городе Кале (Франция) Бэнкси создал граффити, которая на официальном сайте художника была подписана как «Сын мигранта из Сирии». Граффити представляла собой Стива Джобса с компьютером Apple в одной руке и мешком с вещами в другой. Как известно, отец создателя компании Apple - Абдулфатта Джандали - был эмигрантом из Сирии.

В 2016 году в галерее Hang-Up в Лондоне открылась постоянная экспозиция работ Бэнкси. Арт-пространство получило название "Бункер Бэнкси".

В 2017 году Бэнкси анонсировал открытие отеля The Walled Off hotel. Отель должен быть расположен в Вифлееме, на западном берегу реки Иордан, прямо у стены между Израилем и Палестиной.

В мае 2017 в британском городе Дувр появилось новое граффити Бэнкси, на котором был изображен флаг Евросоюза без одной звезды. Поводом для создания данной работы стал затянувшийся выход Великобритании из Европейского союза.

Личность Бэнкси

Настоящее имя Бэнкси доподлинно не известно. Существуют, однако, версии, а также различные «наработки» по рассекречиванию личности художника. В разное время появлялись теории о том, что под псевдонимом «Бэнкси» может скрываться группа художников, что это может быть женщина и что родной город Бэнкси вовсе не Бристоль, а Ливерпуль.

В 2008 году британское издание Daily Mail утверждало, что настоящее имя Бэнкси - Робин Каннингем, который родился в Бристоле в 1973 году и был запечатлен на фотографии, где он работал над произведением, которое напоминало одну из будущих работ Бэнкси. Эту же версию уже в 2016 году озвучили специалисты из колледжа Королевы Марии Лондонского университета. В своих исследованиях они опирались на метод географического профилирования.

Утверждалось, что известный художник был вратарем футбольного клуба из Бристоля Eastern Cowboys and Cowgirls во время его турне по Мексике в 2001 году, когда команда играла товарищеский матч против бойцов Сапатистской армии национального освобождения.

В книге Уилла Эллсворта-Джонса «Бэнкси: Человек за стеной» имя художника связывается c Дэймоном Албарном, фронтменом группы Blur и основоположником группы Gorillaz.

Известно также, что в поисках слона для одного из своих проектов Бэнкси обратился к Холли Кашинг, которая в свою очередь была менеджером актера Шона Пенна.

Уже упоминавшаяся выше газета Daily Mail заявляла, что нашла жену Бэнкси. Ею предположительно оказалась некая Джой Миллворд, а их свадьба с Бэнкси состоялась в Лас-Вегасе в 2006 году. Про саму Джой Миллворд известно, что она работала парламентским лоббистом, а её клиентами были благотворительные организации.

Обозреватель сайта The Daily Beast Лиззи Крокер связывала личность Бэнкси с личностью самого богатого ныне живущего художника Дэмиена Херста. Данная теория основывалась на том, что в творчестве обоих есть ссылки друг на друга, в коллекции Херста есть работы Бэнкси, а делать анонимно проекты такого масштаба, какого они встречаются в творчестве Бэнкси без серьезной помощи со стороны практически невозможно. Впрочем, обозреватель не уточняла считает ли она, что Херст это и есть Бэнкси или она лишь отмечает, что между двумя этими людьми существуют определенные отношения.

В 2017 году в британской прессе появилась информация о том, что Бэнкси это Роберт Дель Ная (музыкант из группы Massive Attack). Поводом для подобного заявления стало интервью Клиффорда Джозефа Прайса (более известного как Goldie), в котором тот сказал: "Не хочу проявить неуважение к Роберту, думаю, он блестящий художник. Думаю, он перевернул мир искусства". Сам Дель Ная заявил, что к личности Бэнкси не имеет никакого отношения.





Сайт Бэнкси


Работы Бэнкси:


Просмотреть в режиме слайд-шоу


Современная живопись. Бэнкси. Раскрашенный бык Turf War
Бык с выставки «Turf War»



Современная живопись. 10 фунтов с принцессой Дианой. Бэнкси
10 фунтов с принцессой Дианой


Израильский разделительный барьер:

Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Израильский разделительный барьер



Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Израильский разделительный барьер

















Мона Лиза:



Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Мона Лиза с базукой



Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Мона Лиза с автоматом AK-47








Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Bombing Middle England
"Bombing Middle England"















"Бэнкси в Бристоле":


Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Бристоль



Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Бристоль















Современная живопись. Граффити. Бэнкси









Современная живопись. Граффити. Бэнкси







Бэнкси в Новом Орлеане:

Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Новый Орлеан


Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Новый Орлеан







Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Tesco Value petrol bomb. Cardinal Sin
"Cardinal Sin"

Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Олимпийские игры в Лондоне, 2012





"Лучше снаружи, чем внутри":

Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Лучше снаружи, чем внутри

Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Лучше снаружи, чем внутри

Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Лучше снаружи, чем внутри







"Дисмаленд":

Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Дисмаленд. Депрессивный диснейлэнд


Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Дисмаленд. Депрессивный диснейлэнд






















2017:


The Walled Off hotel:

Бэнкси - Banksy. The Walled Off hotel. Отель Бэнкси между Израилем и Палестиной 2017




Бэнкси - Banksy. Дувр. Флаг Евросоюза без одной звезды. Граффити 2017. Brexit
Brexit
Современная живопись. Бэнкси















Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Израильский разделительный барьер



Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Израильский разделительный барьер











Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Королева Виктория лесбиянка
Королева Виктория лесбиянка






Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Мона Лиза











Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Bomb Hugger
"Bomb Hugger"







Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Бристоль



Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Бристоль






Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Криминальное чтиво. Сэмюэл Л. Джексон и Джон Траволта с бананами
"Криминальное чтиво" (уничтожено)








Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Take this - Society
"Take this - Society!" (уничтожено)




Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Новый Орлеан


Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Новый Орлеан







Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Tesco Value petrol bomb
Tesco Value petrol bomb

Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Олимпийские игры в Лондоне, 2012















Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Лучше снаружи, чем внутри

Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Лучше снаружи, чем внутри

Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Лучше снаружи, чем внутри




Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Дисмаленд. Депрессивный диснейлэнд


Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Дисмаленд. Депрессивный диснейлэнд






Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Стив Джобс, сын мигранта из Сирии
"Сын мигранта из Сирии"






Бэнкси - Banksy. The Walled Off hotel. Отель Бэнкси между Израилем и Палестиной

























Современная живопись. Бэнкси. Раскрашенный слон на выставке Barely Legal
Раскрашенный слон на выставке "Barely Legal"













Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Израильский разделительный барьер. Девочка с шариками



Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Израильский разделительный барьер. Верблюд




















Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Мона Лиза. Поп-арт



Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Мона Лиза. Поп-арт








Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Balloon Girl
«Balloon Girl»















Современная живопись. Граффити. Бэнкси



Современная живопись. Граффити. Бэнкси















Современная живопись. Граффити. Бэнкси









Современная живопись. Граффити. Бэнкси







Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Новый Орлеан


Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Новый Орлеан








Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Олимпийские игры в Лондоне, 2012


Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Олимпийские игры в Лондоне, 2012








Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Лучше снаружи, чем внутри




Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Лучше снаружи, чем внутри


Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Лучше снаружи, чем внутри







Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Дисмаленд. Депрессивный диснейлэнд





Современная живопись. Граффити. Бэнкси. Дисмаленд. Депрессивный диснейлэнд































Бэнкси - Banksy. The Walled Off hotel. Отель Бэнкси между Израилем и Палестиной
































Добавить комментарий:



Вам также может быть интересно


Шепард Фейри, р. 1970 - современный американский художник. Автор плакатов Hope, Obey


C215 (Кристиан Геми), р. 1973 – современный французский стрит-арт художник


Адам Нит, р. 1977 — современный британский художник. В 2008 году The Telegraph назвала его одним из наиболее известных стрит-арт художников мира







© Copyright c 2015
Contemporary-artists.ru. Современные художники и современное искусство
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров