«В 70-х было много сомнительных женских выставок, в основном на тему дома и быта. Я попыталась работать с шерстью, с материалом, который рассматривался именно в этом контексте, и вынести его в более нейтральную плоскость. Этот простой эксперимент вырос в мой личный товарный знак, но в действительности я не хотела этого».
Розмари Трокель (нем. Rosemarie Trockel, р. 1952) – современная немецкая художница и профессор Академии художеств Дюссельдорфа. Лауреат премии Вольфа в области искусств 2011 года. Наибольшую известность приобрели её т.н. «вязаные картины».
Биография, творчество
Розмари Трокель родилась в городе Шверте (нем. Schwerte), Германия 13 ноября 1952 года. Её отец работал механиком. В детстве в её семье не было принять ходить в музеи и на выставки, но, тем не менее, будущая художница начала рисовать очень рано. Переехав в Кельн, в 1971 году поступила в педагогический университет Рейнланд (изучала антропологию, социологию, теологию и математику), а затем, в этом же городе в 1974-1978 гг. училась в Академии изящных искусств. Будучи студенткой ездила в США, была знакома со многими перспективными художниками того времени (в том числе с Дженни Хольцер, Барбарой Крюгер, Синди Шерман и т.д.). По собственному признанию страдает от агорафобии (боязни открытого пространства). Первая персональная выставка Розмари Трокель прошла в 1982 году в Кельне. В 1988 году её работы начали выставляться в музее современного искусства Нью-Йорка. В том же 1988 году она приняла участие в выставке «Сделано в Кельне» (Made in Cologne). В 1999 году она стала первой женщиной представляющей Германию на Венецианской биеннале. В 1997 и 2012 гг. принимала участие в выставке современного искусства «documenta». Также в 2012 году в Новом Музее в Нью-Йорке прошла выставка-ретроспектива работ Трокель под названием “A Cosmos”. В 2013 году художница стала лауреатом премии Роба Прюитта.
Розмари Трокель является лауреатом многих национальных и международных премий, самой знаковой из которых может считаться премия Вольфа в области искусств (2011). Кроме того, художница активно сотрудничает с академическими кругами. В 1995 году она стала членом Берлинской академии искусств (изобразительное искусство). С 1998 является профессором Дюссельдорфской Академии искусств. В 2012 году стала членом Северной Рейн-Вестфальской Академии наук (гуманитарные науки и искусства). В октябре 2012 стала одним из членов-учредителей Академии художеств мира в г. Кельн (нем. Akademie der Kunste der Welt), которая занимается продвижением идей мультикультурности.
Творчество данной художницы включает в себя в себя картины, рисунки, скульптуры, видеоработы и инсталляции. Её работы часто рассматриваются в контексте продвижения идей феминизма и мультикультурности. С концептуальной точки зрения необходимо отметить, что идеи эти в работах Трокель часто получают неожиданное развитие именно в художественном ключе. Так, например, критики чаще всего отмечают, что художница «размыла» границу между «высоким» искусством и тем, что можно назвать «рукоделием». Занятия, которые традиционно в Германии считались типично женскими, Трокель превратила в искусство и ввела их в пространства арт-галереи. В середине 80-х годов она начала создавать картины при помощи вязальной машины и шерстяных ниток. Чуть позже появился второй инструмент-образ – кухонная плита (четыре черных круга на белой поверхности).
В настоящее время Розмари Трокель является признанной художницей с мировым именем. Её вязаные картины пользуются спросом на различных аукционах (например, в мае 2014 работа «Без названия» была продана на аукционе «Сотбис» за почти 5 млн долларов), а «рукоделие», образы, взятые из кухни и т.п. в дискурсе современного искусства (особенно современного немецкого искусства) можно назвать элементом, привнесенным Розмари Трокель.
Розмари Трокель в России
В 2016 году (21 апреля - 29 мая) в рамках Недели Германии в Петербурге в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина проходила выставка Розмари Трокель «Розмари Трокель. Рисунки, объекты, видеоарт».
В том же 2016 году (22 июня – 2 сентября) работы художницы выставлялись в арт-пространстве «Арсенал» (Арсенал Нижегородского Кремля) в Нижнем Новгороде.