Томас Хиршхорн (англ. Thomas Hirschhorn) - современный художник, известный своими инсталляциями. Лауреат премии Марселя Дюшана 2001

«Я не собираюсь принимать сторону ни добра, ни зла. Мне интересна сама проблемная ситуация»


Томас Хиршхорн, из интервью для InterviewRussia.ru от 09 июля 2014


Томас Хиршхорн (англ. Thomas Hirschhorn, р. 1957) - современный художник, известный своими инсталляциями. Лауреат Премии Марселя Дюшана 2001. Традиционно его работы относят к жанру инсталляции, однако сам автор предпочитает термины «показ» (display) или скульптура.


Биография, творчество

Томас Хиршхорн родился 16 мая 1957 в г. Берн, Швейцария. Детство художника прошло в г. Давос. В 1978-83 гг. учился в Школе искусств Цюриха (Schule fur Gestaltung). В 1984 году Хиршхорн переехал в Париж, где примкнул к группе Grapus (коллектив графических дизайнеров, основанный в 1970 году. Концептуально коллектив имел своей основой идеи марксизма и ставил себе целью совместить эстетические элементы с понятиями о социальном равенстве и социальной справедливости). В конце 80-х годов Хиршхорн ушел из Grapus и начал создавать инсталляции сверхкрупного размера, благодаря которым и получил широкую известность. Используя картон, клейкую ленту, куклы, фотографии, вырезки ит.п. Хиршхорн создает объекты и образы, совмещающие элементы из фильмом ужасов, журналистских репортажей и рекламы. Художник отмечает, что использует только те материалы, которые являются "универсальными, экономичными и не несут никаких дополнительных смыслов". Художника интересуют противоречия, особенно в областях искусства и политики. В творчестве Хиршхорна чувствуется влияние «социальных скульптур» Йозефа Бойса и разрастающихся коллажей Анны Опперманн.

В 90-е годы работы Хиршхорна активно выставлялись в различных городах Европы. Его творчество лежит на стыке скульптуры, инсталляции и социального эксперимента. В 2001 году состоялось первое вручение премии Марселя Дюшана и Томас Хиршхорн стал т.о. первым лауреатом этой престижной награды. В нулевых годах интерес к работам художника значительно возрос и они начали демонстрироваться в рамках различных фестивалей и других арт-мероприятий.

Еще со времен сотрудничества с Grapus инсталляции Хиршхорна часто рассматривались в контексте идей марксизма. В числе активных критиков позиций художника была австрийская писательница и лауреат Нобелевской премии Эльфрида Елинек. В интервью 2008 года Хиршхорн признался, что никогда не был серьезно осведомлен о теоретических проблемах марксизма. Иногда по отношению к творчеству художника используется термин "демократичное" искусство, что, возможно, лучше описывает его, чем термин "марксистское".

В 2002 году Хиршхорн представил свою инсталляцию Cavemanman. Здесь, используя дерево, картон, клейкую ленту и прочее, художник превратил пространство галереи в пещеру и наполнил его различными символами, отсылающими нас к истории философии и поп-культуры.

С конца 90-х годов Томас Хиршхорн создает инсталляции, посвященные его любимым философам. Такого рода работы художник старается размещать в рабочих районах различных городов и при их создании он активно сотрудничает с местным населением. Иначе говоря, он старается убедить людей, живущих недалеко от выбранного им места, сообща помочь ему в осуществлении задуманного проекта и т.о., сделав их соавторами, заставить почувствовать свою личную причастность к внезапно появившемуся недалеко от их домов арт-объекту. Первый подобный проект был осуществлен в Амстердаме в 1999 году (Барух Спиноза). Позднее появились "скверы" Жиля Делеза в Авиньоне, Франция (2000), Жоржа Батая в Касселе, Германия (2002) и Антонио Грамши ("Монумент Грамши", 2013, США). Кроме того, "Монумент Грамши" стал первой работой Томаса Хиршхорна в США.

В 2014 году в рамках "Манифесты 10" в Санкт-Петербурге Хиршхорн представил свою новую работу "Срез". Инсталляция изображала гигантское обрушившееся здание, на верхних этажах которого висели картины-подлинники художников русского авангарда (Казимира Малевича, Павла Филонова, Ольги Розановой).






Работы Томаса Хиршхорна:



Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Современное искусство. Инсталляция Летающие коробки (Flying Boxes), 1993
Летающие коробки (Flying Boxes), 1993


Cavemanman, 2005:

Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Современное искусство. Инсталляция Childhood, 2005




Срез, 2014:

Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Современное искусство. Срез, 2014








Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Современное искусство. Bataille Monument, 2002
Bataille Monument, 2002









Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Современное искусство. Современный коллаж. Tattoo-serie, Embarrassing Questions, 2007
Tattoo-serie, Embarrassing Questions, 2007




Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Современное искусство. Грамши. Инсталляция Gramsci Monument, 2013
Gramsci Monument, 2013










Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Современное искусство. Инсталляция Childhood, 2005






Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Современное искусство. Срез, 2014








Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Современное искусство. Universal Gym, 2009
Universal Gym, 2009





Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Современное искусство. Современный коллаж. Nail & Wire (On sabotage as one of the Fine Arts), 2004
Nail & Wire (On sabotage as one of the Fine Arts), 2004



Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Современное искусство. Грамши. Инсталляция Gramsci Monument, 2013
Gramsci Monument, 2013









Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Инсталляция Childhood, 2005






Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Срез, 2014








Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Nail Family, 2006
Nail Family, 2006




Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Современное искусство. Современный коллаж. 1 Man = 1 Man, 2002
1 Man = 1 Man, 2002






Добавить комментарий:




Вам также может быть интересно


Роберт Лонго, р. 1953 - современный американский художник, известный своими работами в различных жанрах. Режиссер фильма Джонни-Мнемоник


Кришс Салманис, р. 1977 - современный латвийский художник, известный своими концептуальными инсталляциями, скульптурами и другими работами в разных жанрах. Представлял Латвию на 55-ой Венецианской биеннале (2013)


Мартин Бойс, р. 1967 – современный шотландский художник. Лауреат премии Тернера 2011






© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров