Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan) – современный итальянский художник-самоучка, работающий в жанре инсталляции

«Я двадцать лет делаю эту работу и иногда думаю, что это здорово, ведь мне никогда не удавалось задержаться на каком-либо месте работы на приличный промежуток времени. Искусство спасло меня. Не в том смысле, что дало мне ощущения комфорта и безопасности, а в том, что спасло меня от бродяжничества. В противном случае я бы оказался в тюрьме. Или был бы мертв».


Маурицио Каттелан, из интервью для журнала Klat от 29 января 2013


Маурицио Каттелан (итал. Maurizio Cattelan, р. 1960) – современный итальянский художник-самоучка, работающий в жанре инсталляции.


Ранняя биография

Маурицио Каттелан родился 21 сентября 1960 года в г. Падуя, Италия. Его отец был водителем, а мать уборщицей. Не имеет какого-либо художественного образования. В разное время работал поваром, садовником, донором спермы, охранником и т.д. Карьеру художника начал в 80-х годах XX века, когда создал каталог «функциональной мебели» из дерева собственного производства и отправил его в ряд галерей г. Форли.


Творчество

Творчество Маурицио Каттелана на протяжении всей его карьеры относили к самым разным жанрам. Его работы зачастую считаются примерами концептуальной скульптуры (иногда даже классическими примерами), но критики в свою очередь обвиняют художника в безвкусице, излишнем заигрывании с китчем. Сам Каттелан не любит объяснять смысл своих работ, говоря о том, что действует интуитивно (придумывает идеи «желудком, а не головой»), а в искусство пошел лишь для того, что б не работать. Зачастую работы художника посвящены анализу арт-мира, являются определенной провокацией и показывают, как можно делать искусство, не делая искусство.

В 1989 году в итальянской газете La Repubblica Маурицио Каттелан опубликовал саркастическое обращение–рекламу от имени несуществующего кооператива трудящихся Romagnoli в поддержку Беттино Кракси и лозунгами «Голосуй за Христианско-демократическую партию» (Vota DC) и «Голосование это важно. Сохраните его» (Il voto e prezioso, TIENITELO). Позднее эту акцию начали называть «Избирательная компания» (ит. Campagna elettorale)

В 1990 году Каттелан приобрел 500 номеров журнала Flash Art (самый влиятельный журнал о современном искусстве в Италии того времени) и заменил обложки на обложки с собственным дизайном, после чего распространил «новую версию» и даже продал рекламные места некоторым арт-студиям. Проект получил название Strategie. Сама обложка Каттелана представляла собой фотографию его же инсталляции (предыдущие выпуски журнала Flash Art поставленные один на другой на подобии карточного домика).



Сразу после Strategie Каттелан приступил к следующему своему проекту - A.C. Forniture Sud. Он набрал североафриканских эмигрантов и сформировал из них футбольную команду Southern Supplies Football Club (или A.C. Forniture Sud), в которой сам был и президентом, и тренером, и дизайнером «официальной» продукции (клуб Каттелана выпускал вымпелы, шарфы итд.). Команда была зарегистрирована и даже принимала участие в официальных матчах. На футболках была изображена надпись Rauss (отсылка к фашистскому лозунгу Juden raus - «Евреи вон»). Позднее, в интервью для W Magazine в ноябре 2011, художник вспоминал: «я начал чувствовать себя как настоящий президент футбольной команды, так что я сказал себе: что хороший президент сделает для своей команды? Он построит им новый стадион! Вот я и сделал это… Ну, не стадион… Точнее это был настольный футбол с 11 белыми игроками с одной стороны и 11 черными с другой. Посетители [проект «Стадион» был выставлен в галерей] болели, и поддерживали, и кричали. Парни играли как на настоящем стадионе. (…) Футбольная команда была расизмом, внедренным и трансформированным в игру».

В 1992 году Маурицио Каттелан вновь заставил говорить о себе, после проекта «Фонд Обломова» (ит. Fondazione Oblomov). Он собрал 10000 долларов с целью выдать их первому художнику, который согласится год ничего не создавать и не устраивать выставок. Вероятно, сам Каттелан и выиграл обозначенную сумму. После окончания сбора средств художник также установил мемориальную табличку с именами и фамилиями всех меценатов.

В 1993 году Маурицио Каттелан был впервые пригашен участвовать в Венецианской биеннале. Художник сдал отведенное ему пространство одной из парфюмерных компаний Италии, которая разместила там свою рекламу. Возможно, здесь будет интересно отметить, что ранее Каттелан уже делал нечто схожее. Во время одной из своих ранних выставок он не стал создавать экспозицию, а закрыл входную дверь и повесил табличку: «Ушел, скоро буду». Впрочем, такой подход художника был проинтерпретирован в том числе и как акция, направленная на критику излишней коммерциализации искусства. Каттелан вновь был приглашен для участия уже в Венецианской биеннале-1997, где представил на суд публики свою работу «Туристы». Тема биеннале-1997 была сформулирована как «смешивание послевоенных поколений в итальянском искусстве» и художник создал, по своему собственному замечанию, нечто имевшее свои корни в Арте повера. Сама инсталляция «Туристы» заключалась в следующем: художник не стал ничего трогать в отведенном ему павильоне, но установил чучела 200 голубей на балках, различных выступах и т.д. Уже на другой биеннале, 2011 года Каттелан представил схожую работу: «Другие». Здесь зал уже не был пуст, на стенах висели картины Тинторетто (Якопо Робусти, итальянский живописец эпохи позднего Ренессанса, 1519-1594), а голубей было 2000. Входя в павильон, зрители начинали смотреть на полотна классика, а позже, замечая голубей, чувствовали себя некомфортно, опасаясь за чистоту своей одежды. Любопытно отметить, что незадолго до этого мэрия Венеции извела всех голубей, т.к. они портили фасады старинных зданий.

О значении многих работ Каттелан трудно что-либо точно сказать. Сам художник не любит объяснять, что он имел ввиду и избегает интервью, т.к. на них его об этом постоянно спрашивают. В 90-е годы он представил ряд своих инсталляций (например, Bidibibodibiboo, 1996; Баллада о Троцком, 1997; A Perfect Day, 1999), каждая из которых была по-своему провокационна и вызвала обсуждение в СМИ.

В 1999 году Каттелан создал свою, возможно, самую известную работу - "La Nona Ora" (рус. «Девятый час»). Это скульптурное изображение Папы Римского Иоанна Павла II придавленного метеоритом. Сам художник не комментирует концептуальное значение своей работы, а возможных интерпретаций насчитывается множество (антиклириканская тема, иллюстрация идеи прогресса, образ из эпохи поп-арта, социальная тема, корреляция с личностью конкретно Иоанна Павла II и т.д.). Работа была продана за 800000 долларов.

Еще одна заметная работа Маурицио Каттелана была создана им в 2001 году и называется «Him» (рус. «Нём»). В русскоязычных источниках скульптуру иногда называют «Коленопреклонённый Гитлер» или «Он». Скульптура изготовлена из резины и воска и изображает Гитлера, стоящего на коленях в молитвенной позе. Интересно отметить, что это не единственный раз, когда Каттелан работает с символами нацистской Германии. Другим подобным примером может считаться его инсталляция «Ave Maria» (2007), где типичные символы третьего Рейха деконструируются и наполняются содержанием из других областей современной нам культуры. Долгое время «Коленопреклонённый Гитлер» выставлялся в Центре современного искусства г. Варшава (в 2013 году данная работа временно выставлялась в бывшем Варшавском гетто), однако незадолго до 9 мая 2016 года скульптуру продали за рекордные для Каттелана 17 миллионов долларов на аукционе Кристис.

В 2010 году Маурицио Каттелан совместно с итальянским фотографом Пьерпаоло Феррари (ит. Pierpaolo Ferrari) создал журнал «Toiletpaper». В журнале публиковались фотографии, образы для которых придумывал Каттелан. Необходимо отметить, что это не первый его подобный опыт. В период с 1996 по 2007 гг. совместно с Паолой Манфрин (англ. Paola Manfrin) и Доминикой Гонсалес-Форстер (англ. Dominique Gonzalez-Foerster) он опубликовал 15 выпусков журнала «Permanent Food». Кроме того Каттелан брал интервью у различных деятелей искусства для различных журналов (Например, у Хелен Мартен для уже упомянутого журнала Flash Art).

В 2011 году Маурицио Каттелан объявил о завершении карьеры художника. На протяжении пяти лет он не устраивал выставок и не презентовал новых проектов. Тем не менее, 4 мая 2016 года в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке была представлена новая работа Каттелана – «Золотой унитаз». Объект был создан из 18-каратного золота (750 проба) и появился на месте обычного унитаза в одном из туалетов музея. При этом любой посетитель выставки мог им воспользоваться. Возможно, речь здесь идет о социальном неравенстве в современном обществе.




Официальный сайт Маурицио Каттелана




Работы Маурицио Каттелана:

Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Избирательная компания
"Избирательная компания"




Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Футбольная команда A.C. Forniture Sud - Southern Supplies Football Club





Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Bidibibodibiboo
"Bidibibodibiboo"






"Туристы":

Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Туристы. Венецианская биеннале-1997







La Nona Ora:

Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. La Nona Ora. Папа Римский Иоанн Павел II придавленный метеоритом






Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Ave Maria
"Ave Maria"




"Him" (Коленопреклонённый Гитлер):

Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Him - Нем. Коленопреклонённый Гитлер в бывшем Варшавском гетто
В бывшем Варшавском гетто, 2013



"L.O.V.E.":

Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. L.O.V.E. Любовь




Иллюстрации из журнала Toiletpaper:

Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Журнал Toiletpaper, Иллюстрации Пьерпаоло Феррари



Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Журнал Toiletpaper, Иллюстрации Пьерпаоло Феррари






Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Журнал Toiletpaper, Иллюстрации Пьерпаоло Феррари




Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Журнал Toiletpaper, Иллюстрации Пьерпаоло Феррари










Золотой унитаз:

Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Золотой Унитаз в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке
Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Strategie
Strategie






Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Футбольная команда A.C. Forniture Sud - Southern Supplies Football Club









Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Баллада о Троцком
"Баллада о Троцком"






Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Туристы. Венецианская биеннале-1997









Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. La Nona Ora. Папа Римский Иоанн Павел II придавленный метеоритом





Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Мы
"Мы"







Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Him - Нем. Коленопреклонённый Гитлер






Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. L.O.V.E. Любовь





Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Журнал Toiletpaper, Иллюстрации Пьерпаоло Феррари

Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Журнал Toiletpaper, Иллюстрации Пьерпаоло Феррари

Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Журнал Toiletpaper, Иллюстрации Пьерпаоло Феррари


Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Журнал Toiletpaper, Иллюстрации Пьерпаоло Феррари






Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Золотой Унитаз в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке






Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Футбольная команда A.C. Forniture Sud - Southern Supplies Football Club
"A.C. Forniture Sud"











Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Футбольная команда A.C. Forniture Sud - Southern Supplies Football Club. Стадион
"Стадион"









Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. A Perfect Day, Идеальный день
"A Perfect Day"






Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Туристы. Венецианская биеннале-1997









Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. La Nona Ora. Папа Римский Иоанн Павел II придавленный метеоритом




Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Мы — это революция
"Мы — это революция"






Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Him - Нем. Коленопреклонённый Гитлер










Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. L.O.V.E. Любовь





Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Журнал Toiletpaper, Иллюстрации Пьерпаоло Феррари



Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Журнал Toiletpaper, Иллюстрации Пьерпаоло Феррари






Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Журнал Toiletpaper, Иллюстрации Пьерпаоло Феррари



Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Журнал Toiletpaper, Иллюстрации Пьерпаоло Феррари






Маурицио Каттелан. Италия. Современное искусство. Золотой Унитаз в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке

























Добавить комментарий:




Вам также может быть интересно


Вим Дельвуа, р. 1965 – современный бельгийский художник, скульптор-неоконцептуалист


Ян Фабр, р. 1958 - современный бельгийский художник, скульптор и режиссер. Его работы выставлялись в том числе в рамках Венецианских биеннале 1984, 1990, 2003 и выставок documenta 1987, 1992


Cracking Art - итальяно-бельгийская арт-группа, основанная в 1993 году Омаром Ронда, который также разработал одноименную философию искусства, объединяющую всех членов группы






© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров