Китч





Китч в искусстве (иногда также кич, от нем. Kitsch — халтура, безвкусица, дешёвка) – направление, которое характеризуется использованием образов из массовой культуры, ориентацией на предпочтения потребителя и стремлением к созданию внешнего эффекта, без какого-либо внутреннего содержания.

Исторически, термин китч впервые стали употреблять в 60-х годах XIX века в Германии. Так называли многочисленные безделушки, которыми торговали на художественном базаре Мюнхена и которые в основном покупали нувориши, стремившиеся стать частью элиты общества, но не имевшие каких-либо знаний о высоком искусстве и средств для покупки дорогих картин. Очень быстро термин распространился по всей Европе и стал употребляться не только по отношению к различного рода безделушкам, но и применительно к т.н. «салонной живописи», фотографии (особенно эротического характера) и всему, что доставляло удовольствие непритязательному среднему классу и потому активно им скупалось.

С тех пор и по сей день слово «китч» чаще всего употребляется в негативном смысле и является синонимом «дурного вкуса», «псевдоискусства», которое создается с целью заработка или рекламы, а в качестве метода собственной популяризации чаще всего использует паразитирование на популярных образах (знаменитостях, идеях, «кошечках и собачках» ит.д.) и создание скандальных ситуаций, вызывающих обсуждение китча в обществе. При этом зачастую важен сам факт реакции публики, а не позитивные или негативные оценки потребителя.

Попытки рассмотреть китч как своеобразный культурный феномен начались уже в XX века. Здесь в первую очередь необходимо обратить внимание на статью Клемента Гринберга «Авангард и китч», которая была написана в 1939 году. В данной статье Гринберг не только определяет китч как «рассчитанные на массы коммерческие искусство и литература, с присущими им колористикой, журнальными обложками, иллюстрациями, рекламой, чтивом, комиксами, поп-музыкой, танцами под звукозапись, голливудскими фильмами и т.п.», но и пытается найти истоки данного феномена, объясняя его популярность урбанизацией и повышением уровня грамотности населения: «Крестьяне, переселившиеся в большие города и ставшие пролетариями или мелкой буржуазией, во имя повышения собственной эффективности научились читать и писать, но не обрели досуга и комфорта, необходимых для наслаждения традиционной городской культурой. Теряя, тем не менее, вкус к народной культуре, почвой которой была сельская местность и сельская жизнь, и в то же самое время сталкиваясь с новым социальным переживанием – скукой, новые городские массы стали оказывать давление на общество, требуя, чтобы их обеспечили пригодной для потребления культурой. Для того чтобы удовлетворить спрос нового рынка, был изобретен новый товар – эрзац-культура, китч, предназначенный для тех, кто, оставаясь безразличным и бесчувственным к ценностям подлинной культуры, все же испытывал духовный голод, томился по тому отвлечению, какое могла дать только культура определенного рода».

Во второй половине XX века китч окончательно вышел за рамки массовой продукции продаваемой на рынках и начал получать воплощение в искусстве. Вопрос о том, что считать китчем, а что относить к т.н. «высокому искусству», которое лишь работает с образами из массовой культуры всегда был спорным, но с ростом популярности концептуализма споры эти разгорелись с новой силой. В 1969 году Сол Левитт опубликовал свои «Параграфы о концептуальном искусстве», где было провозглашено, что сама идея важнее, чем её воплощение и «сложно испортить хорошую идею плохим выполнением». Еще незадолго до этого широкую популярность получил поп-арт, представители которого активно использовали образы из массовой культуры, «элементы» общества потребления, но при этом создавали работы, которые сложно упрекнуть в отсутствии «внутреннего содержания». Скорее здесь речь шла о попытке анализа, изучения потребителя и всего общества потребления, а не о паразитировании на массовом вкусе, что характерно для китча.

Относительно современного искусства слово китч продолжает использоваться скорее в негативном значении. Так характеризуют работы, про которые хотят сказать, что художник пытается просто создать эпатажный образ без какой-либо скрытой идеи, что цель того или иного произведения искусства вызвать скандал ради скандала или шокировать публику вульгарностью и пошлостью формы. При этом чаще всего имеется ввиду, что кроме внешней оболочки в китче ничего и нет.

Надо отметить, что художники, чье творчество относят к китчу редко соглошаются с подобной оценкой. Так, например, Джефф Кунс, которого окрестили «королем китча», сам себя так никогда не называл. Впрочем, его фирменный стиль – одноцветные яркие скульптуры по форме напоминающие надувные игрушки и пустые внутри – может быть интерпретирован как иллюстрация на тему китча и вкусов общества потребления вообще, что придает его творчеству некую осмысленность, несвойственную китчу как таковому. С другой стороны, являясь одним из самых богатых художников мира, Кунс явно подстраивается под вкусы потребителя и шокирует зачастую именно банальностью и вульгарностью своих работ, а среди образов, которые он использует встречаются и кошечки, и собачки, и порнографические сцены и все, что так или иначе может быть отнесено к трендам современного общества.

В Великобритании термин китч часто применяется по отношению к творчеству группы Молодые Британские Художники и в особенности к работам одной из представительниц этой группы - Трэйси Эмин, которая получила широкую известность после появления в пьяном виде на национальном телевидении, а позднее была номинирована на премию Тернера как автор инсталляции «Моя кровать» (Работа представляла собой кровать художницы с желтыми пятнами на простынях, презервативами, пустыми пачками сигарет и трусами с менструальными пятнами).





Китч:

Китч в XIX веке:

Вдова, китч 19 века. Литография. Фридрих Дильман
Фридрих Дильман, "Вдова"





Китч в Российской Империи в начале XX века:

Китч в Российской Империи в начале XX века







Джефф Кунс:


Джефф Кунс, Китч







Китч 19 века. Ваза






Китч в Российской Империи в начале XX века














Джефф Кунс, Китч








Трэйси Эмин, Моя кровать, Китч
Трэйси Эмин, "Моя кровать"


Фотография 1900 года. Китч
Фото, 1900 год





Китч в Российской Империи в начале XX века













Джефф Кунс, Китч













Добавить комментарий:







© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров