«Когда я смотрю на все работы, которые я сделал на протяжении многих лет, я вижу, что мне по-прежнему близки определенные темы. Я люблю цветы; мне нравится определенные чувственные образы. Есть некоторые вещи, с которыми я люблю работать: это то, как вы реально ощущаете жизнь, насколько вы открыты для жизни, для ее духовных аспектов. Многие элементы составляют эту игру. Если я смотрю на суп Уорхола или на писсуар Дюшана, я слышу их крик направленный на зрителя. Я не думаю, что их творчество об объектах. Дюшан, вероятно, перевернется услышав это, но я думаю, что объекты – это метафоры для людей. Так что их творчество не о принятии объекта в формате высокой культуры; это о принятии других людей»
Джефф Кунс (англ. Jeffrey "Jeff" Koons, р. 1955) – современный американский художник. Основатель и президент корпорации «Jeff Koons LLC», которая специализируется на создании произведений искусства.
Биография, творчество
Джефф Кунс родился в городе Йорк (Пенсильвания, США) в 21 января 1955 года. Его отец был продавцом мебели и декоратором интерьеров, а мать - швеей. Будучи подростком Кунс восхищался Сальвадором Дали и даже (по одной из версий) нашел способ увидеться с ним в отеле St. Regis в Нью-Йорке.
Джефф Кунс обучался в Художественном институте Чикаго, а в 1977 году он окончил Мэрилендский художественный колледж. Закончив свое обучение он переехал в Нью-Йорк, где некоторое время работал в музей современного искусства. Известно, что в этот период своей жизни он красил свои волосы в красный цвет и носил усы как у Сальвадора Дали.
В 1980 году он стал брокером на Уолл-Стрит, в разное время работая на такие корпорации, как Clayton Brokerage Company и Smith Barney.
В середине 80-х годов Джефф Кунс начал получать признание как художник, автор ряда концептуальных скульптур и инсталляций, влияние которых на творчество художников последующих десятилетий не раз отмечалось многими арт-критиками. Среди работ указанного периода можно отметить целую серию инсталляций с пылесосами (например, «Two vacuum cleaners», 1980), где сам объект (в данном случае пылесос) – по одной из интерпретаций – лишался своего функционального значения и получал новый смысл уже как часть арт-объекта. При этом назвать данную работу рэди-мейдом было бы неправильно, т.к. объект представлен как часть композиции, а не сам по себе. Эта идея в последствии получила множество воплощений, например, в творчестве Матье Мерсье, инсталляции которого также представляют собой объекты знакомые любому обывателю, но обретающие новые смыслы при сочетании с другими подобными объектами.
Другой заметной работой 80-х годов является серия «Равновесие» (1985), которая представляет собой ряд инсталляций с баскетбольными мячами помещенными с стеклянные емкости полностью заполненные водой. Чуть позднее возникла вторая версия данной работы под названием «Три мяча 50/50 Бак», где резервуар был наполнен водой наполовину. Здесь вновь можно говорить о влияние Кунса на творчество последующих художников, имея ввиду работы Дэмиена Херста ("Физическая невозможность смерти в сознании живущего", "Разделённые мать и дитя" и др.).
В 1986 году Джефф Кунс создал скульптуру «Кролик» (англ. «Rabbit»), которую и по сей день можно считать одной из визитных карточек художника. Надо отметить, что сама идея использовать надувные игрушки возникла еще в середине 70-х годов. В скульптуре 1986 года Кунс воплотил уже не раз использованную им форму надувной игрушки в полированной нержавеющей стали. В 2007 году данный образ был использован во время парада в честь Дня Благодарения в Нью-Йорке.
Тема «общество потребления» нашла свое отражение и в последующих работах Кунса. В том же 1986 году он создал серию «Роскошь и деградация». Здесь все работы представляют собой либо рекламные постеры различных алкогольных компаний, либо скульптуры поездов, наполненных алкоголем (отсылка к «поездам» Jim Beam). Сам Кунс в интервью Наоми Кемпбелл от 30 января 2015 года сказал: «Идея была в том, чтобы создать что-то визуально охмеляющее, сохранить душу алкоголя». При этом алкоголь здесь выступает в качестве одного из элементов все того же общества потребления. Мысль создать нечто подобное пришла к художнику, когда он заметил, как отличается реклама алкогольной продукции в бедных и богатых районах Нью-Йорка. Рассуждая на тему данной серии, Кунс также сказал: «в зависимости от уровня достатка общество хочет, чтобы ты вытянул себя за волосы, стал много зарабатывать, стал успешным, а потом оно же и бьет тебя всем этим по башке — и начинается деградация».
В 1988 году Кунс представил публики свою следующую серию работ под названием «Банальности». Перед тем, как приступить к работе он посещал занятия по работе с фарфором и керамикой в Италии и Германии. Следует отметить, что скульптурное изображение Майкла Джексона с обезьяной, которое также может считаться одной из наиболее узнаваемых работ художника, была создана именно как часть данной серии. Также данная серия стала отправной точкой для роста популярности Кунса за пределами США, что, впрочем, сложно объяснить исключительно художественной стороной вопроса. Известно, например, что сам Кунс активно популяризировал свои работы, давал интервью иностранным арт-журналам, причем иногда рекламировал свои выставки от третьего лица, т.е. как посторонний эксперт.
В 1991 Джефф Кунс женился на Илоне Шталлер, которая под псевдонимом Чиччолина была известна в Италии как порнозвезда, а также с 1987 года являлась депутатом итальянского парламента от римского округа Лацио. На следующий год у них родился сын Людвиг, но вскоре пара распалась. После этого на протяжении нескольких лет продолжались судебные разбирательства за право воспитывать ребенка. В результате Кунс выиграл, но Людвиг тем не менее остался с матерью. Еще до развода Кунс успел создать серию работ под названием «Сделано на небесах» (англ. Made in Heaven). Илона Шталлер позировала для ряда скульптур из данной серии.
В 1992 Джефф Кунс на «documeta IX» (выставка современного искусства в Германии) в замке Арользен представил свое новое произведение под названием «Щенок» (англ. «Puppy»). 13-метровая скульптура вест-хайленд-уайт-терьера состоит из десятков тысяч живых цветов и является одной из самых крупных топиари в мире. В настоящее время скульптура является одной из достопримечательностей Биль-Бао (Испания) и принадлежит музею современного искусства Гуггенхайма. Примерно в это же время художник начал подготовку к созданию первых работ для уже следующей серии «Праздник» (англ. «Celebration»). Фактически новые работы этой серии появляются по сей день и иногда сложно определить, что именно их объединяет. Частью именно этой серии является известная "Balloon Dog", которая, очевидно, является продолжением воплощения той формы, которую можно увидеть в уже упоминавшийся работе «Кролик» (1986).
Джеффа Кунса часто сравнивают с Энди Уорхоллом. Сравнение это напрашивается само собой сразу по нескольким причинам. Во-первых, Кунс создал нечто похожее на Фабрику Уорхолла. В его случае это называется корпорация «Jeff Koons LLC». Фактически, в настоящее время художник занимается тем, что создает первоначальный проект или даже идею будущего арт-объекта, а затем его сотрудники воплощают этот проект в жизнь в нескольких вариантах, из которых Кунс позднее выбирает лучший. Кроме того, оба художника много работали с образами знаменитостей (в случае с Кунсом речь идет о его сотрудничестве в Леди Гагой). Даже сам стиль в котором работает Кунс часто определяется как поп-арт или как нео-поп (учитывая, что сам поп-арт имеет временные рамки), либо же как китч (в том случае, если речь идет о работе с предметами массового потребления, с игрой на «дурном вкусе» публики или если надо подчеркнуть, что сфера деятельности художника в данном случае – массовая культура). При этом китч в работах Кунса чувствуется даже тогда, когда он создает работы на отстраненные (например, исторические) темы. Примером здесь может служить серия «Античность», в которой Кунс берет за основу стилистику и сюжеты древней Греции и древнего Рима, но обрабатывает их в своей манере, получая нечто вроде коллажей, выполненных в стиле, как минимум, близком к поп-ару. Особое внимание здесь надо обратить на работу «Balloon Venus», которая представляет собой версию Палеолитической Венеры в фирменном стиле Кунса. Впрочем, если рассматривать эротику в работах данного художника как просто неотъемлемый атрибут массовой культуры, с котором он работает, то, возможно, и его интерес к историческим образам может быть интерпретирован как некая спекуляция на тему, т.е. как все тот же китч.
В 2017 году Верховный суд Парижа признал, что скульптура художника 1988 года является плагиатом фотографии Жана-Франсуа Боре. Суд обязал Кунса и центр Помпиду заплатить 40000 евро вдове уже скончавшего Боре. Суд установил, что Кунс намеренно включил компоненты фотографии Боре в свое произведение, что делает данную работу составной и предполагает соавторство двух деятелей искусства.