«Я использовала язык потому, что хотела предложить контент, который смогут понять не только люди от мира искусства»
Дженни Холзер (Jenny Holzer, р. 1950) - американская концептуальная художница. Лауреат премии Золотой лев за лучший павильон на Венецианской биеннале 1990.
Биография, творчество
Дженни Холзер родилась 29 июля 1950 года в Галлиполисе, Огайо. В начале своей карьеры хотела писать картины в жанре абстракционизм. В 1968-70 гг. посещала лекции в Университете Дьюка в Дареме, Северная Каролина, США. Затем некоторое время училась в Университете Чикаго, после чего получила степень бакалавра в Университете Огайо в 1972 году. В 1974 посещала летние курсы в Школе дизайна Род-Айленда, после чего в 1975 году поступила в магистратуру данного учебного заведения.
В 1976 году Дженни Холзер переехала на Манхэттен и присоединилась к Независимой учебной программе при Музее американского искусства Уитни. В это же время она вошла в арт-группу Collaborative Projects (Colab) и начала создавать свои первые концептуальные работы в области языка, инсталляции и публичного искусства. Одной из наиболее известных ранних работ художницы можно считать серию Truisms (1977–79). Изначально Холзер анонимно размещала на улицах Нью-Йорка надписи, выполненные шрифтом Italic. Надписи, как правило, обращались напрямую к видевшим их людям в форме совета, императива, провокационной или просто забавной фразы. Иногда серию Truisms относят к стрит-арту, но данный термин традиционно используется для работ более поздних авторов (начиная с 80-х годов). Работы Дженни Холзер принято рассматривать в контексте концептуального искусства, но данный вопрос остается дискуссионным. Сама художница в интервью 2012 года вспоминала: "я разорвала свои картины и оставила их куски на пляже, чтобы люди могли собрать их как пазл. Я уже работала на улице, но у меня еще не было языка, четко определенного контента для этой среды. Слова пришли, когда я начала писать фразы на своих картинах в студии".
Уже на раннем этапе своей карьеры художницы Дженни Холзер начала работать над концептом языка как формы искусства. Её "надписи" отчасти могут считаться продолжением своеобразной эстетики концептуализма, которую можно встретить еще в работах Джозефа Кошута, но в творчестве Холзер немаловажную роль играет также визуальное воздействие на зрителя, что сближает её работы с плакатными формами искусства.
Концептуальные работы Холзер достаточно быстро сделали её имя известным. Серия Truisms не раз воспроиводилась на улицах Нью-Йорка и в 80-х годах. В 1982 году художница разместила свою работу на электронном рекламном табло на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Благодаря финансированию со стороны некоммерческой организации Public Art Fund, Дженни Холзер смогла поволить себе делать крупномасштабные инсталляции с использованием светодиодов. Это сделало её работы еще более заметными и расширило возможную аудиторию.
В 1989 году Дженни Холзер стала первой женщиной, которой было доверено представлять США в Венеции. На 44 Венецианской биеннале 1990 года художница получила премию Золотой лев за лучшее оформление павильона.
В 90-х годах Дженни Холзер начала активно использовать осветительную аппаратуру в рамках своих инсталляций. Её уличные "выставки" прошли во многих городах Европы и мира. В 2000-х годах она продолжила свою деятельность. Иногда (например, в Вашингтоне в 2007) инсталляции Холзер представляют собой ответ на актуальные события современности. Обычно проекты художницы заранее анонсируются и предполагают присутствие определенного количества зрителей.
В своих работах Дженни Холзер обычно затрагивает темы насилия, угнетения, сексуальности, женской идентичности, власти и общества, войны и смерти. Особую роль в творчестве художницы играют идеи феминизма. Зачастую Холзер использует риторику, свойственную тем или иным общественным деятелям. Сопоставляя определенную идею (с которой сама художница может быть как согласна, так и нет) и различные языковые конструкции, она добивается нестандартных сочетаний, которые в рамках инсталляции имеют формальную интерпретацию.