Дженни Холзер (англ. Jenny Holzer) - американская концептуальная художница. Лауреат премии Золотой лев за лучший павильон на Венецианской биеннале 1990

«Я использовала язык потому, что хотела предложить контент, который смогут понять не только люди от мира искусства»


Дженни Холзер, из интервью для журнала interview от 4 декабря 2012


Дженни Холзер (Jenny Holzer, р. 1950) - американская концептуальная художница. Лауреат премии Золотой лев за лучший павильон на Венецианской биеннале 1990.


Биография, творчество

Дженни Холзер родилась 29 июля 1950 года в Галлиполисе, Огайо. В начале своей карьеры хотела писать картины в жанре абстракционизм. В 1968-70 гг. посещала лекции в Университете Дьюка в Дареме, Северная Каролина, США. Затем некоторое время училась в Университете Чикаго, после чего получила степень бакалавра в Университете Огайо в 1972 году. В 1974 посещала летние курсы в Школе дизайна Род-Айленда, после чего в 1975 году поступила в магистратуру данного учебного заведения.

В 1976 году Дженни Холзер переехала на Манхэттен и присоединилась к Независимой учебной программе при Музее американского искусства Уитни. В это же время она вошла в арт-группу Collaborative Projects (Colab) и начала создавать свои первые концептуальные работы в области языка, инсталляции и публичного искусства. Одной из наиболее известных ранних работ художницы можно считать серию Truisms (1977–79). Изначально Холзер анонимно размещала на улицах Нью-Йорка надписи, выполненные шрифтом Italic. Надписи, как правило, обращались напрямую к видевшим их людям в форме совета, императива, провокационной или просто забавной фразы. Иногда серию Truisms относят к стрит-арту, но данный термин традиционно используется для работ более поздних авторов (начиная с 80-х годов). Работы Дженни Холзер принято рассматривать в контексте концептуального искусства, но данный вопрос остается дискуссионным. Сама художница в интервью 2012 года вспоминала: "я разорвала свои картины и оставила их куски на пляже, чтобы люди могли собрать их как пазл. Я уже работала на улице, но у меня еще не было языка, четко определенного контента для этой среды. Слова пришли, когда я начала писать фразы на своих картинах в студии".

Уже на раннем этапе своей карьеры художницы Дженни Холзер начала работать над концептом языка как формы искусства. Её "надписи" отчасти могут считаться продолжением своеобразной эстетики концептуализма, которую можно встретить еще в работах Джозефа Кошута, но в творчестве Холзер немаловажную роль играет также визуальное воздействие на зрителя, что сближает её работы с плакатными формами искусства.

Концептуальные работы Холзер достаточно быстро сделали её имя известным. Серия Truisms не раз воспроиводилась на улицах Нью-Йорка и в 80-х годах. В 1982 году художница разместила свою работу на электронном рекламном табло на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Благодаря финансированию со стороны некоммерческой организации Public Art Fund, Дженни Холзер смогла поволить себе делать крупномасштабные инсталляции с использованием светодиодов. Это сделало её работы еще более заметными и расширило возможную аудиторию.

В 1989 году Дженни Холзер стала первой женщиной, которой было доверено представлять США в Венеции. На 44 Венецианской биеннале 1990 года художница получила премию Золотой лев за лучшее оформление павильона.

В 90-х годах Дженни Холзер начала активно использовать осветительную аппаратуру в рамках своих инсталляций. Её уличные "выставки" прошли во многих городах Европы и мира. В 2000-х годах она продолжила свою деятельность. Иногда (например, в Вашингтоне в 2007) инсталляции Холзер представляют собой ответ на актуальные события современности. Обычно проекты художницы заранее анонсируются и предполагают присутствие определенного количества зрителей.

В своих работах Дженни Холзер обычно затрагивает темы насилия, угнетения, сексуальности, женской идентичности, власти и общества, войны и смерти. Особую роль в творчестве художницы играют идеи феминизма. Зачастую Холзер использует риторику, свойственную тем или иным общественным деятелям. Сопоставляя определенную идею (с которой сама художница может быть как согласна, так и нет) и различные языковые конструкции, она добивается нестандартных сочетаний, которые в рамках инсталляции имеют формальную интерпретацию.



Ссылка на официальный сайт Дженни Холзер (на английском языке).

Работы Дженни Холзер:

Truisms:

Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Truisms




Флоренция, 1996:

Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Флоренция, 1996







Рио-де-Жанейро, 1999:

Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Рио-де-Жанейро, 1999






Брегенц, 2004

Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Брегенц, 2004






Вашингтон, 2007:

Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Вашингтон, 2007





Нью-Йорк, 2015:

Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Нью-Йорк, 2015


Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Truisms






Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Флоренция, 1996









Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Рио-де-Жанейро, 1999





Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Брегенц, 2004






Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Вашингтон, 2007










Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Нью-Йорк, 2015


Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Truisms







Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции я. Флоренция, 1996









Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Рио-де-Жанейро, 1999





Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Брегенц, 2004







Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Вашингтон, 2007









Дженни Холзер (Jenny Holzer). Современное искусство. Уличные инсталляции. Нью-Йорк, 2015





Добавить комментарий:




Вам также может быть интересно


Марина Абрамович, р. 1946 - современная художница из Югославии, получившая известность благодаря своим перфомансам. Бабушка перфоманса


Яёи Кусама, р. 1929 – японская художница. Получила известность как автор работ, содержащих многократное повторение одного и того же элемента. В 2008 году одна из её работ была продана за 5100000 долларов США, что является рекордом для художника-женщины


Космический Захватчик (Space Invader) – псевдоним современного французского стрит-арт художника, работающего инкогнито






© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров