Джозеф Кошут - современный английский художник, арт-фотограф и музыкант. Основатель движения Стакизм

"Самое «чистое» определение концептуального искусства заключается в том, что это — исследование основ понятия «искусство» и того, что оно стало означать. Как и большинство терминов с довольно своеобразным наполнением, «концептуальное искусство» часто рассматривается как тенденция. Разумеется, в определенном смысле это и есть тенденция, потому что определение «концептуального искусства» весьма близко к смыслу понятия искусства как такового".


Джозеф Кошут
Из статьи "Искусство после философии", 1969

Джозеф Кошут (англ. Joseph Kosuth, р. 1945) – американский художник-концептуалист. Автор инсталляции «Один и три стула».


Биография и творчество

Джозеф Кошут родился 31 января 1945 в г. Толидо (Огайо, США). Еще с детства он начал заниматься живописью. В 10 лет он начал посещать Школу дизайна Музея г. Толидо, а в 18 (1963 год) поступил в Художественный институт Кливленда. Впрочем, уже в 1964 году он отправился в путешествие и по Европе и Северной Африки, а в 1965 году переехал в Нью-Йорк, где учился в Школе изобразительных искусств вплоть до 1967 года. С 1971 года изучал антропологию и философию в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Большое влияние в этот период на него оказал Людвиг Витгенштейн.

Первая персональная выставка Кошута прошла в Музеи Нормального Искусства – который был основан самим Кошутом – в Нью-Йорке в 1967 году.



Первая концептуальная работа художника - Leaning Glass (возм. Перевод: «Опирающееся стекло») – была создана в 1965 году. Она представляет собой несколько пяти-футовых стеклянных квадратов с словами Glass, Words, Material и Described. Затем, в 1966 году он закончил серию работ под названием «Art as Idea as Idea», которая состояла из различных фотокопий словарных определений ряда слов. Здесь можно заметить влияние Витгенштейна. Аналитические высказывания тавтологичны по своей природе и не несут содержательной информации. Любое произведение искусства это высказывание автора, художника и, как показал еще Марсель Дюшан с его редимэйдами, оно может состоять из обычной декларации “это произведение искусства”. Кошут использовал этот лингвистический подход к исследованию социальных, политических, культурных и экономических контекстов, посредством которого искусство представлено и, таким образом, определено.

Эта идея получила свое продолжение в инсталляции «Один и три стула». Здесь зритель видит стул, фотографию стула и копию словарной статьи «Стул». При этом на различных выставках демонстрировались разные стулья и, соответственно, каждый раз делалась новая фотография. Неизменным оставались два элемента подписанных автором: схема с инструкциями установки работы и словарная статья. В данной инсталляции речь идет о трех способах репрезентации одного объекта. Словарное определение «Стул» здесь можно интерпретировать как идею стула, которая должна оставаться неизменной в рамках данной инсталляции в то время как сам объект и его фотография должны просто соответствовать этой «идеи», т.е. определению. Разумеется, ряд критиков интерпретируют данную работу как «иллюстрацию» к идеям Платона (Государство, книга X). Также данную инсталляцию часто рассматривают как одну из первых попыток подойти к понятию «тавтология». Позже, в 1969 году Кошут напишет статью «Искусство после философии», которая станет считаться одним из программных произведений для всего концептуализма. Там он заявит, что "произведения искусства суть аналитические высказывания. То есть если рассматривать их в пределах собственного контекста — как искусство,— то они не несут никакой информации ни о чем. Произведение искусства есть тавтология потому, что оно есть презентация намерения художника, т.е. он говорит, что конкретное произведение искусства есть искусство, и это значит: оно есть определение [понятия] искусства. Итак, то, что это — искусство, по сути, является чистым внеопытным данным (a priori) ".

В 1968, в возрасте 23 лет году Кошут был награжден Cassandra Foundation Grant. Он был отмечен непосредственно Марселем Дюшамом за неделю до смерти последнего.

В 1969 году свет увидела уже упомянутая выше статья «Искусство после философии». В том же году он стал редактором журнала Art and Language в США. На протяжении 1970-х годов он сотрудничал с рядом журналов, как публикуя свои тексты, так и работая в роли редактора.

С 1990 Кошут начал работать в различных общественных комиссиях и курировал целый ряд различных шоу, выставок и проектов по всему миру. Так, например, в начале 90-х годов он разработал памятник египтологу Жану-Франсуа Шампольону, который расшифровал текст с т.н. Розеттского камня.

В 2012 году Джозеф Кошут представил инсталляцию «The wake». Данная работа представляет собой визуальное прочтение романа Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану». Роман считается одной из наиболее сложных для прочтения книг (в своей законченной форме текст был до конца непонятен даже самому автору). В нем используются слова на семидесяти языках мира, а также специальные производные термины, которые автор придумал самостоятельно. Текст интересен тем, что будучи созданным человеком, он уже не может быть даже теоретически воспринят никем на планете в полном объеме, сам по себе символизируя ряд проблем, обсуждаемых в современном философском дискурсе. Кошут в своей инсталляции постарался в свою очередь показать, как можно работать с подобными вещами, сделав свою «визуальную схему» произведения Джойса.



Работы Джозефа Кошута:




Современное искусство. Джозеф Кошут. Leaning Glass
"Leaning Glass", 1965





"Один и три стула", 1965:

Современное искусство. Джозеф Кошут. Один и три стула



"The wake":

Современное искусство. Джозеф Кошут. The wake



Современное искусство. Джозеф Кошут. Art as Idea as Idea
"Art as Idea as Idea"






Современное искусство. Джозеф Кошут. Один и три стула





Современное искусство. Джозеф Кошут. The wake




Современное искусство. Джозеф Кошут. Thing
"Thing", 1966




Современное искусство. Джозеф Кошут. Один и три стула





Современное искусство. Джозеф Кошут. The wake







Добавить комментарий:














Вам также может быть интересно


Роберт Лонго, р. 1953 - современный американский художник, известный своими работами в различных жанрах. Режиссер фильма Джонни-Мнемоник


Клод Клоски, р. 1963 - современный французский художник


Томас Хиршхорн, р. 1957 - современный художник, известный своими инсталляциями. Лауреат премии Марселя Дюшана 2001






© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров