«Я люблю играть с материалами и идеями. (...) Все, что я использую в качестве материала для моих работ, помогает мне стирать семантические границы между вещами, все материалы одновременно являются очень привлекательными и очень отталкивающими»
Валеска Соарес (англ. Valeska Soares, р. 1957) - бразильская художница, скульптор, проживающая в Нью-Йорке.
Биография, творчество
Валеска Соарес родилась в 1957 году в г. Белу-Оризонти, Бразилия. В 1987 году окончила бакалавриат по специальности Архитектура в Университете Санта Урсула в Рио-де-Жанейро (Universidade Santa Ursula). В 1990 году получила диплом по специальности Модернистская архитектура в Папском католическом университете Рио-де-Жанейро (Pontificia Universidade Catolica). В 1991 году состоялась первая персональная выставка Валески Соарес. В том же году получила специальную награду и грант от Министерства образования Бразилии. В 1992 году переехала в Нью-Йорк и продолжила свое образование в Институте Пратта (окончила в 1994 году), после чего получила степень Доктора искусств (Doctor of Arts Candidate, D.Arts) в колледже New York University School of Education. В галереи при данном учебном заведении также прошла первая персональная выставка Соарес в США.
Валеска Соарес часто черпает вдохновение из литературы, заимствуя идеи и цитируя различных писателей. Так, например, её проект Picturing Paradise (2000), размещенный на границе США и Мексики (в районе между Сан-Диего и Тихуаной) был основан на романе Итало Кальвино «Невидимые города» (1972). В рамках данного проекта художница разместила зеркальные листы из нержавеющей стали с выгравированными на них цитатами из романа. Кроме того, для создания своих инсталляций Соарес часто использует различные антикварные вещи и книги (например, серия работ Bindings (2012), инсталляция Any Moment Now… (2017).
С 2000-х годов скульптуры и инсталляции Валески Соарес регулярно размещаются в различных городах США и Южной Америки. В 2005 году инсталляция Folly демонстрировалась в рамках Венецианской биеннале. В последующие годы данная работа, которая представляла из себя зеркальный дом (зеркала служили как стенами строения, так и распологались внутри дома), в котором показывались различные арт-видео, также воссоздавалась в Нью-Йорке и других городах США.
В 2012 году Валеска Соарес представила серию картин Bindings. Работы данной серии являются попыткой художницы переосмыслить опыт конструктивизма (даже сама форма картин является отсылкой к данному направлению) и связанных с ним философских и арт-движений. Все работы здесь созданы из книг, каждая из которых выбрана не случайно. Т.о. Соарес пытается передать зрителю свои мысли, используя в качестве элементов структуры известные литературные произведения. Большая часть изданий относятся к 50-м - 60- м годам XX века. Среди авторов можно встретить имена Сартра, Юкио Мисимоты и ряда других писателей, философов и драматургов популярных в среде европейского авангарда того времени.
В 2013-14 гг. Валеска Соарес совместно с арт-группой Kreemart создала ряд скульптур из тянущихся сладостей (Salt water taffy), которые были использованы в рамках перфоманса Push and Pull в 2014 году. Сладости были подвешены на крюки и посетителям предлагалось попробовать произведение искусства. В превью мероприятия было заявлено, что данная работа является одновременно пародией на проблему оторванности художника от зрителя и иллюстрацией современного общества потребления.
В 2017 году крупная персональная выставка Валески Соарес прошла в Музее искусств Санта-Барбары. Здесь художница представила свою инсталляцию "Any Moment Now...", а также ряд других работ. Произведения, которые демонстрировались в рамках данной выставки не сопровождались никакими комментариями или подписями, т.к. по признанию самой Соарес, ей хотелось, чтобы "зритель почувствовал себя потерянным в ситуации, когда нигде не написано, что ему думать и что чувствовать".
В настоящее время Валеска Соарес живет и работает в Бруклине, Нью-Йорк, США.