«Я заинтересован в том, что принято называть вещь в себе или процесс в себе, в непредвиденных ситуациях, в создании формы, которая не была бы исчерпана исключительно расслоением на дискурсы»
Пьер Юиг (англ. Pierre Huyghe, р. 1962) - французский медиа-художник, скульптор.
Биография, творчество
Пьер Юиг родился 11 сентября 1962 года в Париже, Франция. В 1982-85 гг. учился в Высшей государственной школе декоративных искусств в Париже и будучи студентом (под псевдонимом PiroKao) стал одним из сооснователей арт-группы Les Freres Ripoulin, которая получила известность благодаря своим граффити. В 1995 году основал ассоциацию Temps liberes (рус. Временно свободны) при Новом Музее в Вийёрбане (в настоящее время Институт современного искусства Вийёрбана / Institut d'art contemporain de Villeurbanne). В 1998 году стал лауреатом премии Villa Kujoyama. В 2001 году ему было доверено оформление Французского павильона на 49-й Венейианской биеннале (работа художника была удостоена специального приза жюри «за умение исследовать восприятие зрителя в области проекции видео и цифровых технологий в целом, сталкивая зрителя с темами продолжительности, соучастия и движения в пространстве»). В 2002 году выиграл премию Hugo Boss организованную при поддержке Метрополитен-музея в Нью-Йорке (Metropolitan Museum of Art), став первым французом, удостоенным данной награды. Кроме того, с начала 2000-х годов работы Пьера Юига регулярно демонстрируются в рамках различных международных биеннале (в том числе, художник дважды принимал участие в арт-фестивале documenta (2002, 2012). В 2015 году стал лауреатом премии Курта Швиттерса.
Пьер Юиг получил широкое признание как автор многоканальных арт-видео и видеоинсталляций. В 90-х годах художник стал известен благодаря своей технике, которая получила название "post-production" (речь идет о повторном использовании различных фильмов и изображений из СМИ). Художник работает с привычными для аудитории образами и символами (национальными французскими праздниками, элементами модернистской архитектуры, крупными общественными строениями ит.п.), помещая их в духе постмодернистской традиции в нехарактерные для них контексты, заставляя зрителя переосмысливать обычные для его культурного дискурса вещи. В 2005 году Юиг совершил путешествие к Южному полюсу с целью найти неизведанный остров и обнаружить редкого пингвина-альбиноса. После возвращения художник превратил каток Уоллмен-Ринк в Центральном парке в Нью-Йорке в арт-пространство, устроив театрализованное ночное представление под названием "A Journey That Wasn't" (рус. "Путешествие, которого не было"), основанное на его опыте путешествия в Антарктиду, с использованием дым машин, роботов-пингвинов и живого оркестра (в 2006 году Юиг выпустил также одноименный фильм). В 2008 году художник на 24 часа превратил Сиднейский оперный театр в мистический, наполненный туманом дендрарий, внутри которого могли свободно перемещаться посетители (проект "A Forest of Lines", 2008). В 2010 году Юиг выпустил арт-видео "The Host and the Cloud", в котором сами люди становились материалом, с которым работал художник (данную работу иногда интерпретируют как перфоманс или фильм, но сам художник не считает себя перфомансистом и заявляет, что в данной работе речь больше идет об "интенсификации настоящего"). На арт-фестивале dOCUMENTA 13 в Касселе в 2012 году художник представил выставку “Untilled” (рус. "Напаханное", игра слов на созвучии с "Untitled" - Без названия), в рамках которой разместил свои скульптуры вокруг компостной кучи, создав ощущение потери художественного контроля, переноса самого понятия искусства в, как может показаться, "антиэстетическую" среду.