«Если попытаться заглянуть на 100 лет вперед, то, как мне кажется, историки искусства, рассуждая о нашем времени, будут больше уделять внимания изменениям в дизайне, а не событиям в арт-мире. (...) Художники находят тему, а затем эксплуатируют её. Я считаю, что редко находится пример современного искусства, который реально может сказать Вам что-то новое про то, как устроен мир. А хорошее искусство, я думаю, всегда предполагает подобный опыт. Когда я вижу действительно хорошее искусство, у меня мурашки бегут по коже, я ощущаю как меняется мое восприятие»
Андреа Зиттель (англ. Andrea Zittel, р. 1965) - современная концептуальная художница, автор инсталляций.
Биография, творчество
Андреа Зиттель родилась в 1965 году в г. Эскондидо (штат Калифорния, США). В 1988 году получила степень бакалавра в области живописи и скульптуры в Государственном университете Сан-Диего. В 1990 году окончила магистратуру по специальности Скульптура в Школе дизайна Род-Айленда.
В конце 80-х годов Андреа Зиттель начала заниматься искусством, создавая функциональные объекты, связанные с объектами быта (жильем, мебелью, одеждой ит.п.). Свое творчество художница объясняла как "стремление лучше понять человеческую природу и социальное конструирование потребностей". В это же время она начала работать под именем/названием "AZ Administrative Services" (рус. AZ Административные услуги).
В начале 90-х годов в Бруклине Зиттель открыла студию, которая получила название “AZ East”. Здесь она эксперементировала с "образами жизни", создавая для себя заранее продуманные, специфические условия быта. В 1991 году она создала первую "6-месячную личную униформу AZ" (“AZ Six-Month Personal Uniforms”), которую носила каждый день в течение 6 месяцев. Кроме того, Зиттель придумывала для себя личные "правила жизни", которым затем некоторое время пробовала следовать. Смысл этих правил сводился к тому, чтобы предоставить человеку (в данном случае самой художнице) большую свободу и обеспечить условия для творчества.
В 1993 году Андреа Зиттель представила свою инсталляцию «Инкубаторы A-Z: Выведенный для полета» (A-Z Breeding Unit For Reassigning Flight). Используя селекционный принцип, художница пыталась вывести "диких" кур, которые могли бы летать. В рамках инсталляции яйца распологались на разной высоте и для того, чтобы забраться на насест, курам приходилось взлетать. Т.о. яйца от кур, которые не способны были долететь до гнезда, не участвовали в дальнейшей селекции. Сама инсталляция была доступна для просмотра всем желающим (в том числе случайным прохожим): конструкция была установлена в витрине Нового Музея искусства в Нью-Йорке.
В то время как многие из работ Зиттель были разработаны с целью создать эффективный распорядок дня, другие, например, “Escape Vehicles” (1996), преследовали цель изолировать человека от внешнего мира. Художница создала несколько капсул для автономного проживания, которые воплощали в арт-виде её стремление "сбежать" от мира и общества.
В 1998 году Зиттель составила список правил, который получил название "Rules of Raugh". Сама художница в 2011 году прокомментировала, что такое "Raught" (произносится как raw (рус. сырье), всегда с заглавной буквы) следующим образом: "В 1998 году я создала новую идеологию под названием Raugh, которая должна была быть обозначена несколькими "Правилами Raugh", под которыми имелась ввиду "Человеческая Природа". Среди правил было: Raugh должно поглощать или маскировать грязь, а не раскрывать её. Поскольку все вещи в конечном итоге ломаются или изнашиваются, объект Raugh должен ухудшаться красиво. Еще одно обязательное условие - Raugh должно быть абсолютно комфортно". В издании 2005 года правила сопровождались эскизами примеров дизайна Raugh.
В 2000 году Андреа Зиттель переехала из Нью-Йорка в Джошуа-Три, где поселилась недалеко от одноименного национального парка. Здесь она превратила 50 гектар земли в пустыне в арт-пространство для реализации различного рода идей в области "экспериментов в обустройстве жизни". Зиттель называет данный проект “AZ West”, подчеркивая тот факт, что формирование стилей жизни в постоянной динамике не может не быть проектом всей жизни.
В 2005 году художница стала лауреатом премии Смитсоновского музея американского искусства. В 2012 году она была награждена премией Фредерика Кислера в области архитектуры и искусства.
В настоящее время Андреа Зиттель живет в Джошуа-Три. Свой выбор места жительства художница объясняет в том числе и тем, что хочет жить среди людей, далеких от арт-мира.