"Я хотел стать Сезанном абстрактного экспрессионизма. Я не имею ввиду славу… Я хотел дать абстрактному экспрессионизму определенную структуру. Играть здесь такую же роль, какую Сезанн сыграл в импрессионизме".
Ал Хелд (1928-2005; англ. Al Held) – американский художник-абстракционист и фотограф.
Биография
Ал Хелд (при рождении Алвин Якоб Хелд) родился в 1928 году в Нью-Йорке (США) в бедной семье польско-еврейских эмигрантов.
Его ранние годы пришлись на время великой депрессии. Он достаточно плохо учился в школе, за постоянные прогулы его даже отчисляли, а в 16 лет Ал Хелд пошел служить на флот.
С 1945 по 1947 служил на флоте, потом (1948 – 1949) учился в Нью-Йоркской лиге студентов-художников. В это время он заинтересовался искусством, живописью и, получив по «Закону о санации для военнослужащих» денежную сумму от правительства США, он принял решение потратить её на оплату своего обучения живописи в Париже. Во Франции он учился 3 года и здесь же состоялась его первая персональная выставка («Галери Юит», 1952). В 1953 году женился на Жизель Векслер. Брак их, однако, продлился недолго и в 1955 году они разорвали отношения. Сразу после этого художник вернулся в США, но уже на западное побережье, в Сан-Франциско. Здесь он знакомится с тогда еще молодой танцовщицей Ивонной Райнер, которая позже стала достаточно известным режиссером-хореографом. Они вместе переезжают в Нью-Йорк, женятся, но и эти отношения рушатся уже через 2 года. После возвращения в Нью-Йорк Ал Хелд сближается с группой художников, работавших в жанре абстрактный экспрессионизм.
1962-1980 - Ал Хелд преподавал на факультете искусств Йельского университета. В 1966 получил стипендию Гуггенхайма, а в 1969 году женился в третий раз. Теперь на скульптуре-конструктивисте Сильвии Стоун. Этот брак также как и два предудущих продлился недолго и вскоре последовал развод. Последний, четвертый раз Ал Хелд женился на Памеле Галлиани.
Умер в 2005 году на своей вилле в Италии, куда периодически ездил с середины 90-х годов.
Творчество
Ал Хелд считается одним из крупнейших художников-абстракционистов США послевоенного периода. Его творчество отчасти можно отнести к абстрактному экспрессионизму.
Его период «становления» как крупного художника пришелся на 1961-1967 года. В это время была создана серия картин под общим названием “Alphabet Paintings” (например, "The Yellow X"), которая отличалась простотой геометрических форм и использованием отдельных букв латинского алфавита. Работы этого периода могут быть отнесены к поп-арту, хотя данное утверждение является спорным и иногда оспаривается критиками.
Картина "The Yellow X" (1965), возможно, является наиболее показательной работой того периода. Она сделана на двух соединенных полотнах размером 8,5 на 12 футов. Почти все пространство картины отдано ярко-желтому цвету, в который вторгаются с четырех сторон сравнительно небольшие треугольники. В результате, за счет этих треугольников создается огромный, слегка неправильный X, который, наклоняется вперед в пространстве. Сама форма объекта (желтый X в центре) создается не работой над самим объектом, а за счет небольших деталей вне его (треугольников). Детали же эти разделены на полоски контрастного цвета, которые предают глубину бокам X, как если бы он был вырезан из гигантской монолитной плиты. В этом отношении данная работа предвосхищает более поздние картины и фотографии Ал Хелда, отличительной особенностью которых можно считать их размер и тот визуальный эффект, который они производят. Формат Интернет-сайта не позволяет демонстрировать крупно-масштабные полотна, но "The Yellow X" и многие последующие работы представляют собой нарочито простые фигуры, которые выполнены так, что визуально кажется, что они падают на зрителя.