«Я начинаю с фигур, почти произвольных. Я помещаю десять фигур внутрь рамы; я смотрю на них и внезапно как будто воспламеняется искра. Потом появляется форма. Цвет вторичен, используется, чтобы подчеркнуть интенсивность формы…»
Надир Афонсу (4 декабря 1920 - 11 декабря 2013) художник. Работал в жанре Геометрическая абстракция. Последовательно отстаивал идею, что искусство является чисто объективным, т.е. подчиняется законам и не является плодом воображения. Т.о. творчество это не некая выдумка, а результат наблюдений и последующих манипуляций.
Надир Афонсу родился в Португалии в городе Шавиш и еще в раннем детстве начал проявлять творческие способности. В четыре года он от руки нарисовал идеальный круг на стене дома, а в 17 лет выиграл национальный конкурс и отправился учиться в Школу Изящных Искусств в Порту. Тем не менее, уже приехав подавать документы, он послушал совета одного из работников приемной комиссии и решил и поступать на более перспективную (как тогда казалось) специальность – на архитектуру. Решение это, как потом он сам признавался, было ошибкой.
После окончания своего обучения Надир Афонсу начал работать по специальности. Он проектировал дома и промышленные здания, параллельно с этим занимаясь живописью под псевдонимом Родригес. Под этим псевдонимом он принимал участие в выстовках независимых художников Португалии и стал известен, когда в 1944 году музей современного искусства в Лиссабоне приобрел одну из его работ. На то время ему было 24 года.
Впрочем, уже после определенного признания Надир Афонсо решил продолжить свое образование и отправился в Париж, где окончил Национальную Высшую Школу Изящных Искусств. В Париже он «вернул» себе свою фамилию Афонсо и разработал свой собственный стиль, который чуть позже был отнесен к тому, что принято называть «Геометрический Абстракционизм».
В период с 1951 по 1954 год Надир Афонсу жил в Бразилии и работал вместе с бразильским архитектором Оскаром Нимейером. В 1954 году вернулся в Париж, а чуть позже в родной город Шавиш, где серьезно занялся изучением геометрии, которая, по его мнению, являла собой «сущность искусства».
Результатом «затворничества» и временного ухода от социальной жизни явилась публикация книги по теории искусства «Механизмы художественного творчества», в которой Надир Афонсо представил свой оригинальный взгляд на то, что такое творчество. Искусство же он рассматривал как «точную науку», которая подчиняется определенным законам.
Надир Афонсу рано стал известен и всю последующую жизнь его работы выставлялись в крупнейших городах по всему миру, а шесть его картин использованы в дизайне станции метро «Рестаурадориш» в Лиссабоне. При этом любопытен тот факт, что будучи одним из самых известных художников Португалии своего времени и регулярно выставляясь в Париже и Нью-Йорке Надир Афонсу вел весьма затворнический образ жизни и редко сам способствовал популяризации своего творчества.