«Культурная и языковая среда определяет связи, которые связывают воедино все наше существование. Как тело кормится пищей, все эти ослепительные заголовки и события питаются мыслями. И потом они становятся частью коллективной памяти. По правде говоря, мы потребляем самих себя. Что касается многих мест за границей, которые я выбрал, я в целом задаю вопрос о связи между человеком и его окружением. Мое тело - это инструмент, который позволяет мне сообщать аудитории, что в конечном итоге все, что создано нашими руками и заставляет нас исчезнуть»
Лю Болин (англ. Liu Bolin, р. 1973) - современный китайский художник, "человек-невидимка". Получил известность благодаря арт-фотографиям, на которых его тело полностью сливается с окружающей средой.
Биография, творчество
Лю Болин родился 7 января 1973 года в г. Шаньдун, Китай. Получил степень бакалавра в Шаньдунском художественном колледже. В 2001 году окончил магистратуру в Центральной Академии изящных искусств Пекина.
Лю Болин получил определенную известность в Европе еще в 1998 году, после своих первых выставок в Пекине, однако в то время он не делал шагов по популяризации своего творчества за пределами Китая и потому на определенный промежуток времени на Западе о нем забыли. После окончания магистратуры Болин работал в местечке под название Суо Джия Кан (англ. Suo Jia Cun). Здесь в начале нового тысячелетия возникла небольшая коммуна художников, среди которых был и он. В 2005 году китайская полиция разрушила это место (по утверждению Лю Болина им казалось опасным сосредоточие многих художников в одном месте) и это послужило толчком для создания серии "Hiding in the City", которая принесла Лю Болину мировую славу и определила его творчество на многие годы вперед. Покрывая свое тело и одежду краской, художник становился визуально невидимым, сливаясь с окружающим пространством. Подобный "камуфляж" символизирует невидимость творческой личности в современном Китае, невозможность работать, обращаться к аудитории, находится в диалоге с собственными согражданами.
Работы Лю Болина почти всегда остросоциальны и имеют предысторию. Художественное однообразие здесь лишь видимость, т.к. концептуальное наполнение работ художника всегда различное, а его фотографии и перфомансы становятся понятны при более тесном ознакомлении с историей того или иного места или события. Например, серия "Мигранты", в которой множество людей замаскированы на фоне причала и ржавых кораблей является отсылкой к трагическим событиям 2013 года, когда мигранты из Африки (в том числе 6 детей) попытались доплыть до Китая и погибли буквально в нескольких метрах от пляжа Лидо (люди были очень сильно утомлены, многие умерли в пути, а выжившие, уже фактически доплыв до Китая, не смогли вплавь преодолеть расстояние между ними и берегом). Т.о. здесь зритель видит уже не просто раскрашенных людей, а молчаливых призраков, чьи очертания видны лишь отчасти, а тела навсегда остались стеречь ржавые корабли. О смысле многих других своих работ Лю Болин рассказал в рамках проекта TED (см. видео ниже).