«Я верю, что сегодня, в нашем постмодернистском мире, мы вынуждены перефразировать смысл иконописи, чтобы избежать каких-либо недоразумений. Согласно православной традиции, которая существует со времен Седьмого Вселенского Собора и отцов эпохи иконоборчества, иконописание - это искусство с определенными целями и характером. По определению св. Фотия, патриарха Константинопольского, иконописание использует средства искусства, и, следуя традиции Церкви, его цель состоит в том, чтобы изобразить внешнюю форму изображаемого человека. Для этой цели это искусство разрабатывает и трансформирует форму, но помня одно условие: образ должен быть всегда безошибочно узнаваем знающим традицию наблюдателем. Поэтому в первую очередь художник удаляет все элементы, которые неуместны и удовлетворяют только человеческое любопытство, но не служат священной миссии иконы. Другими словами, иконописец сначала делает изображение более абстрактным, чем, например, фотография. Уже потом художник отображает некую очищенную форму в художественной манере, которая соответствует эстетике верующего человека. (...) Таким образом, по мнению св. Фотия, искусство иконописи является функциональным искусством, которое служит христианскому сообществу и помогает верующим быть в контакте с событиями и людьми, которых он изображает. Конечно, в наши дни мы должны подробно проанализировать весь процесс, которому следует художник, чтобы быть уверенными, что мы реализуем именно эти цели»
Георгиос Кордис (иногда Джордж Кордис, англ. Georgios Kordis, р. 1956) - современный греческий художник, иконописец, теоретик искусства.
Биография
Георгиос Кордис родился в 1956 году в г. Макриррахи, Греция, но большую часть детства провел в Афинах. После окончания школы поступил в Афинский университет на факультет Теологии. Во время обучения познакомился с кипрским иконописцем отцом Симеоном Симеу, которого уже в зрелом возрасте называл своим учителем. В 1987-89 гг. жил в Бостоне, США, где окончил несколько специализированных курсов эстетики, теории и истории иконописи, параллельно обучаясь в школе искусств при Бостонском музее. В 1989 году окончил магистратуру по специальности Теология при Греческом колледже Святого Креста в Бруклайне, штат Массачусетс (англ. Hellenic College Holy Cross Greek Orthodox School of Theology) и в том же году вернулся в Грецию. В 1991 году получил докторскую степень в область теологии. С 1993 года является профессором факультета Теологии, кафедры Теории и Практики Иконографии Афинского Государственного Университета.
Георгиос Кордис является автором многих работ по иконописи в Византии. Ему принадлежит оригинальная интерпретация термина контрапост (в интерпретации художника это ключевая позиция в иконописи, когда в изображении фигуры присутствуют два направленных в разные стороны движения, которые создают иллюзию вращения). Кроме того, Георгиос Кордис известен как критик "пустого копирования" старых традиций. В интервью порталу pravoslavie.ru в 2008 году он сказал: "Евангелие переводят на многие языки мира. Когда мы переводим его, мы не меняем содержание, и мне кажется, что нам не следует так «догматически» относиться к понятию стиля. Нам нужно сохранять нашу традицию, и я уверен, что византийская традиция является наилучшей для иконописцев, но мы не можем возводить ее в догмат". Также Георгиос Кордис является автором книги «Icon as Communion. The Ideals and Compositional Principles of Icon Painting».
В 2010 году Кордис организовал несколько мастер-классов в России (в том числе в Москве в Музее им. Андрея Рублева). В последующие годы он еще несколько раз возвращался в Россию. В 2014-15 гг. Кордис работал над росписью храма св. Троицы в Колумбии.