Питер Хелли (Peter Halley) – современный американский художник и теоретик искусства. Основоположник направления нео-гео

«Моё творчество – попытка объяснить структуру пространства. Вот, например, тюрьма как сквозная тема моих работ, тюрьма – это и квартира, и автомобиль. Мы живем в абсолютно изолированных пространствах, связанные лишь технологиями: телефонами, электричеством, телевидением, компьютерами. И с течением времени изоляция усиливается. Мои картины изображают тюрьмы или камеры, соединенные линиями проводов. Между ними происходит нечто вроде диалога. Это и есть то пространство, в котором мы живем. Изначально идея тюрьмы и заключения была мрачной и экзистенциальной, но в ней скрыты два изобразительных ряда – тюрьмы и камеры - в тюрьме есть окна, в камерах окон нет, и они несут в себе совершенно разные эмоциональные значения. Тюрьма с зарешеченными окнами – это уже не совсем заключение, так и мы, будучи заключенными в определенной структуре, не всегда воспринимаем жизнь как заключение».


Питер Хелли, из интервью Эльвире Тарноградской для портала fraufluger.ru


Питер Хелли (англ. Peter Halley, р. 1953) - современный американский художник и теоретик искусства. Основоположник направления нео-гео.


Биография

Питер Хелли родился в 1953 году в Нью-Йорке, США. Его отец был сенатором и обеспечил сыну крайне престижное образование. В 1975 году будущий художник получил степень бакалавра в Йельском университете, а в 1978 окончил магистратуру в Университете Нового Орлеана. Прожив еще два года в этом городе, в 1980 году Хелли вернулся в Нью-Йорк.

На протяжении всей карьеры Питер Хелли публиковал различного рода аналитические статьи и эссе (самым значимым считается эссе La Crise de la geometrie (Кризис геометрии), в честь которого были названы ряд сборников работ Хелли). Считается, что первая подобная публикация относится в 1981 году. В 80-х годах Хелли особенно интересовался вопросами постструктурализма, постмодернизма и цифровой революции. Свои картины художник начал создавать основываясь на тех идеях, над которыми работал ранее (в частности в этот период он особенно увлекался философией Жана Бодрийара и его идеей о пришедшей на смену физической реальности медийной гиперреальности), т.о. его вполне можно причислить к концептуалистам.

Свои первые работы Питер Хелли выставлял еще в конце 70-х годов в Лос-Анджелесе, однако, первая крупная персональная выставка художника состоялась лишь в 1985 году в Нью-Йорке, в галереи International with Monument. Кроме того, Хелли выступал в роли соучередителя и издателя журнала index Magazine с 1996 по 2006 гг. В 2001 году Питер Хелли был удостоен премии Frank Jewett Mather. С 2002 по 2011 гг. был директором докторантуры в области живописи (Director of Graduate Studies in Painting and Printmaking) в Школе Искусств при Йельском университете.


Творчество

Свои картины Питер Хелли не считает выплеском подсозания или некими абстрактными визуальными образами. Это скорее схемы, которые призваны донести определенные идеи. В русскоязычной традиции получил широкое распространение термин нео-гео (неогеометрический концептуализм) для описания данного течения и творчества конкретно Хелли. Важно понимать, что подразумевается, что здесь идея первична, а последующая её передача другому осуществляется за счет художественных средств или, конкретнее, геометрических форм, которые, согласно Хелли, в наибольшей степени подходят для этих целей. Иногда, впрочем, Хелли определяют как абстракциониста или минималиста (вар. неоминималиста). Здесь речь идет о художественной принадлежности работ Хелли к этим двум крупным течениям XX века, что, разумеется, не оспаривает концептуальных начал его работ.

Питер Хелли рассматривает свое творчество как попытку объяснить структуру пространства, окружающего современного человека (см. цитата в начале статьи). Он выделяет два элемента, которые почти всегда используются в его работах: "prisons" и "cells" (возм. перевод: "тюрьмы" и "клетки").


Питер Хелли в России

В 2006 и 2010 гг. в Москве, в галереи Гари Татинцяна проходили персональные выставки Питера Хелли. В интервью для портала FrauFluger, отвечая на вопрос о большом количестве золотого цвета в работах, художник ответил: "последние полгода мы много говорили с Гари Татинцяном о русских иконах. Я смотрел на иконы и вдохновлялся ими, в них заключено множество уровней символической реальности. Интерес к русской иконе подвиг меня сделать серию работ для этой выставки, и золотой цвет как раз оттуда. Несомненно, связующим звеном между русской иконописной традицией и современной абстракцией является русский авангард. Искусство сейчас снова вернулось к тому, чтобы создавать скорее икону, идеал, а не изображение. Мы возвращаемся в век иллюзионизма, обманчивых форм, когда искусство опирается исключительно на субъективную реальность".





Официальный сайт Питера Хелли







Работы Питера Хелли:

1980-е:

Питер Хелли. Могила. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
The Grave








1990-е:

Питер Хелли. Другой мир. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
The Other World







Питер Хелли. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
Conflict Catcher





2000-е:

Питер Хелли. Глубокий конец. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
The Deep End





2010-:

Питер Хелли. Растущая надежда. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
Raising Hope I



Питер Хелли. Тюрьма с трубопроводом. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
Prison with Conduit



Питер Хелли. Нирвана. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
Nirvana


Питер Хелли. Порох. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
Powder









Питер Хелли. Нагромождение тюрем. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
Stacked Prisons









Питер Хелли. Скрученный. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
Twisted



Питер Хелли. Идеальный город. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
Ideal City









Питер Хелли. Лестница в небо. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
Stairway to Heaven

Питер Хелли. Слишком много. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
Too Much




Питер Хелли. Дом монстра. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
Monster House












Питер Хелли. Материя. Современное искусство. Нео-гео. Концептуальная абстракция, неогеометрический концептуализм
Materia







Добавить комментарий:




Вам также может быть интересно


Надир Афонсо, 1920-2013 - португальский художник, теоретик искусства


Джозеф Кошут, р. 1945 - американский художник-концептуалист. Один из родоначальников концептуального искусства. Автор инсталляции Один и три стула


Дженни Холзер, р. 1950 - американская концептуальная художница. Лауреат премии Золотой лев за лучший павильон на Венецианской биеннале 1990






© Copyright c 2015
Contemporary-artists.ru. Современные художники и современное искусство
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров