«Мне нравится неопределенность в вопросах связанных с тем, что является произведением искусства. Я, например, сделал парочку арт-объектов из кускуса»
Кадер Аттиа (англ. Kader Attia, р. 1970) - современный французско-алжирский художник, фотограф, скульптор. Лауреат Премии Марселя Дюшана 2016.
Биография
Кадер Аттиа родился 30 декабря 1970 года в коммуне Дюньи (недалеко от Парижа), Франция, в семье выходцев из Алжира. Художник имеет два гражданства (Франция и Алжир) и, проживая постоянно во Франции, с раннего детства ездит в Алжир. Его детство прошло многокультурном, многонациональном районе Дюньи, что оказало влияние на все последующее его творчество. Кроме того, в 11 лет, чтобы оплатить занятия футболом, Кадер Аттиа начал торговать на рынке Сарсель, что еще больше способствовало его погружению в местную социальную среду.
В 1991-93 гг. Кадер Аттиа обучался в институте прикладных искусств Ecole Duperre в Париже, где получил степень бакалавра. Затем год он учился в школе Изящных Искусств "La Massana" в Барселоне (1994), после чего отправился нести гражданскую службу в г. Браззавиль, Конго в течение следующих двух лет. Здесь он начал делать свои первые фотографии.
Вернувшись во Францию, Кадер Аттиа поступил в Высшую государственную школу декоративных искусств Парижа, где учился в 1996-98 гг. Будучи студентом данного престижного учебного заведения, Аттиа впервые представил свои работы публике на своих персональных выставках в Париже и Браззавиле.
Творчество
В своих работах Кадер Аттиа занимается изучением влияния западной культуры и капитализма на традиционные общества Северной Африке и Ближнего Востока. Художник стремится деконструировать сложившиеся отношения и конфликты, пытаясь т.о. ликвидировать последствия сформировавшейся устойчивости к колонизации сегодняшней арабской молодежи, особенно той, которая проживает во французских пригородах. В своем творчестве художник вдохновляется идеями Мишеля Фуко и Ле Корбюзье.
В 2003 году на Венецианской биеннале Кадер Аттиа представил свою инсталляцию Dream Machine. Работа состоит из манекена, фигуры молодого человека, который протягивает руку к торговом автомату, наполненному "товарами" из различных культур. Здесь можно говорить как о типичном для данного художника мультикультурализме, так и о критике общества потребления, которое, выйдя за пределы европейского общества, включило в себя элементы других культур, но не изменило при этом своей сути: все на продажу.
В 2005 году Аттиа представил свою инсталляцию Childhood (Детство). Здесь детская горка с шипами установленна в комнате, пол в которой сделан из разбитых зеркал. Работа посвящена проблемам детства и носит социальный характер. Также в 2005 году художник был номинирован на премию Марселя Дюшана, но уступил Клоду Клоски.
В 2007 году Кадер Аттиа создал свою, возможно, наиболее известную работу "Ghost" (Призрак). Инсталляция изображает группу мусульманских женщин во время молитвы. Фигуры выполнены из фольги и, сохраняя узнаваемую форму, они тем не менее пусты внутри, т.е. лишены какой-либо индивидуальности или духа.
В 2008 году Аттиа создал инсталляцию Plastic Bags (полиэтиленовые пакеты), вновь поднимающую проблемы общества потребления. Позднее, в 2011 году эта работа выставлялась в рамках Биеннале в Дублине в 2011.
Помимо инсталляций, Кадер Аттиа в 2012-2015 гг. создал ряд коллажей, которые были выполнены в том же стиле, что и классические поп-арт коллажи середины XX века, но с новой концептуальной основой. Образы современного общества здесь "раскладываются" также как и в работах Ричарда Гамильтона или Эдуарда Паолоцци, но, на взгляд художника, являются более актуальным примером подобной техники. В 2012 году некоторые из работ Аттиа выставлялись в рамках арт-фестиваля dOCUMENTA 13.
В 2016 году за инсталляцию «Воспроизведение памяти» (Reflechir la Memoire/ Reflecting on Memory) Кадер Аттиа был удостоен премии Марселя Дюшана. Саму работу зрители могли увидеть в Центре Помпиду. С концептуальной точки зрения здесь можно обнаружить отсылки к историческим событиям. Особое место занимают проблемы связанные с последствиями колониализма, геноцида и рабства.
В настоящее время Кадер Аттиа живет и работает в Берлине.