«Я не чувствую себя очень уверенно во время работы, потому что, можно сказать, я повторно использую материал, в некоторой степени усугубляю проблему. Это часть моей работы. И в то же время, я думаю, что многие неприглядные вещи необходимо вытащить из шкафа истории. То, как я пытаюсь представить умерших, это не попытка добиться справедливости, это еще проще: я пытаюсь напомнить обо всех людях, которые систематически попадают в музеи и медицинские коллекции. (...) Перед лицом научных открытий и прогресса, всегда остается незамеченным тот факт, что используемый материал это люди, которые когда-то были живы и у которых была личность; этот факт должен быть каким-то образом упомянут, насколько это возможно. Я же пытаюсь показать пальцем на это»
Кристин Борланд (англ. Christine Borland, р. 1965) - шотландская художница, скульптор, автор инсталляций. Представительница группы Молодые британские художники. В 1997 году была номинирована на премию Тернера.
Биография, творчество
Кристин Борланд родилась в 1965 году в г. Дарвел (Восточный Эйршир), Шотландия. Изучала Энвайронмент (Environmental art — средовое искусство) в Школе искусств Глазго. В 1988 году окончила магистратуру в Ольстерском университете. В 1989-91 гг. работала в экспертной комиссии в галерее Transmission в Глазго.
В середине 90-х годов Кристин Борланд начала создавать проекты, для создания которых художница изучала криминалистику и судебную медицину. Она обращала внимание на то, что тело и индивидуальность обезличиваются в современных учреждениях здравоохранения и её работы это попытка вернуть телесность, персонифицировать скупые цифры, которыми характеризует человека бюрократическая система. Во многих своих работах художница восстанавливала фигуры пропавших людей, начиная со скелета и используя всю информацию о них, которую только могла найти в официальных документах. В ноябре 1996 в галереи Шон Келли она представила работу "Second Class Male, Second Class Female" (Мужчина второго класса, женщина второго класса), в рамках которой она реконструировала головы двух людей. В 1997 году она закончила сразу множество проектов, включая проект "From Life" ("Из жизни". Реконструкция пропавшего человека - азиатской женщины, ростом пять футов два дюйма - начиная со скелета и заканчивая бронзовым слепком головы), The Dead Teach the Living ("Мертвые учат живых". Компьютерная реконструкция голов из белого гипса, которая обличала различные расовые стереотипы), Phantom Twins ("Призрачные Близнецы". Кожаные "куклы", содержащие настоящие эмбриональные скелеты). Для своей первой персональной выставки в Лондоне L'Homme Double художница заказала у академических скульпторов 6 голов доктора Йозефа Менгеле, которые были созданы в соответствии со всей имеющейся информации. Многие её проекты состоят не только из скульптур, но и из одноименных инсталляций и огромного количества незаметной для зрителя работы. В 1997 году Кристин Борланд была номинирована на премию Тернера, но уступила Джиллиан Уэринг.
В 1998 году Кристин Борланд представила ряд работ, в которых настоящие кости и черепа были раскрашены в традиционные для ливерпульских фабрик сине-белые морские цвета. Для инсталляции English Family China она использовала несколько настоящих человеческих черепов, импортированных из Южной Америки через США (череп плода, взрослого мужчины, взрослой женщины и шестилетнего ребенка). Концептуально, художница здесь обращает внимание на связь традиций Ливерпуля с работорговлей, а также в шокирующей форме пытается передать деперсонификацию жизни человека, его тела и даже смерти в современном мире.
В 1999-2000 гг. Кристин Борланд выпустила серию работ Spirit Collection. Инсталляция состояла из высящих над головой многочисленных герметичных стеклянных контейнеров каплевидной формы, каждый из которых был заполнен комбинацией этилового спирта, консерванта и воды, внутри же каждого контейнера находилось по листу. При этом все листья были отбелены до белого цвета на манер антикварных викторианских колокольчиков.
В 2004 году Кристин Борланд стала одной из пяти лауреатов престижной программы Glenfiddich Artist in Residence.
В 2012 году Кристин Борланд была назначена профессором Балтийского университета Нортумбрии, в котором она по сей день возглавляет Институт современного искусства в Ньюкасле (совместное предприятие университета Нортумбрии и Балтийского центра современного искусства). В 2016 году она вошла в судейскую коллегию Woon Foundation Prize (совместный проект университета Нортумбрии и Балтийского центра современного искусства. Награда для молодых художников. Одна из самых крупных денежных наград в области современного искусства. Первый приз - 20 000 фунтов стерлингов и 12-месячная аренда студии в центре Ньюкасла).
В 2015 году Кристин Борланд представила совместный с Броди Кондоном (Brody Condon) проект Circles of Focus. Проект представляет из себя керамические скульптуры под открытым небом, при этом юридическая документация, при поддержке галереи CCA в Глазго, подразумевает предложение потенциальным донорам тела, с которыми художники работали в течение последних двух лет. Борланд и Кондон представляют современный взгляд на вопросы смерти и умирания, предполагая, что анонимное тело после смерти всегда двусмысленно и может являться инструментом выражения.
В 2018 году Кристин Борланд представила выставку "To The Power of Twelve". Здесь художница рассмотрела историю Маунт Стюарт (Mount Stuart, рус. "Гора Стюарт", неоготический загородный особняк на острове Бут, в 30 милях к западу от Глазго. Во время Первой мировой войны использовался в качестве военно-морского госпиталя). Проект приурочен к 100-летию окончания первой мировой войны.