«На самом деле, когда я начинала, я не была заинтересована в идее повседневности, я просто была заинтересована в людях; «повседневно» звучит как идея нормальности — звучит довольно угнетающе! Моя работа ни в коей мере не может считаться аргументом против идеи высокого искусства, минимализмом или чем-то подобным, я не настроена против высокого искусства и не восстаю против него. Когда я начинала фотографировать, я вообще думала, что фотография может работать лучше в журналах, как публицистика, а не как искусство»
Джиллиан Уэринг (англ. Gillian Wearing, р. 1963) – английская художница, фотограф. Представительница группы Молодые Британские Художники (YBA). Обладатель премии Тернера 1997 года.
Биография, творчество
Джиллиан Уэринг родилась в Бирмингеме (Великобритания) в 1963 году. После переезда в Челси (район Лондона) в 1983 году она окончила Колледж Искусств Челси. Некоторое время в качестве скваттера проживала в одном из заброшенных домов района.
В начале 90-х Джиллиан Уэринг стала составлять подборки фотографий с людьми, которых она случайно встречала на улице. Художница просила написать их какое-нибудь послание на листе бумаги и сфотографироваться с ним.
В 1996 году художница представила публике работу «Шестьдесят минут тишины» (англ. «Sixty minute silence»). Это арт-видео (иногда встречаются также термины «живая фотография» и «видеоинсталляция»), на котором переодетые в полицейских актеры целый час позируют для групповой фотографии. Речь здесь идет одновременно как о внутреннем самоконтроле людей, так и о визуализации определенных социальных отношений внутри группы. Заданный формат (групповая фотография) предполагает определенную унифицированность и безликость персонажей. Одинаковая форма делает людей еще более похожими друг на друга, но их тщетные попытки сохранить статичное положение «для фотографии» на протяжении часа разрушают всю эту безликость и зритель начинает замечать отдельных персонажей. Т.о. групповая фотография превращается в нечто живое и любопытное для стороннего наблюдателя. За эту работу Джиллиан Уэринг в 1997 году получила премию Тернера. Интересно отметить, что скандал на английском телевидении связанный с эпатажным поведением другой представительницы YBA Трэйси Эмин, появившейся на обсуждении номинантов на престижную британскую награду в пьяном виде, произошел как раз во время дискуссии в том числе по поводу этой работы.
В 1997-1999 годах Джиллиан Уэринг создает серию фотографий «Пьяные» (англ. «Drunk»). По словам самой художницы её интересовало поведение людей в максимальной степени освобожденных от каких-либо рамок, а алкоголь — достаточно эффективное и очевидное средство для раскрепощения. Эта же идея лежала и основе 40-минутной видеоинсталляции и серии фотографий «Большая дорога» (возм. «Широкая улица», англ. Broad Street), где «объектом» для изучения стала ночная жизнь британских подростков.
В 2003 году Джиллиан Уэринг воссоздала ряд фотографий из своего семейного альбома. При помощи силиконовых масок она примерила на себя образы своих близких и даже себя самой в возрасте 3 и 17 лет. Художница отмечала, что её всегда поражало, насколько разными могут быть люди, даже несмотря на генетические связи. Единственное, что «роднит» все эти фотографии, это взгляд самой Джиллиан Уэринг, который узнается под всеми масками. Кроме того, вокруг глаз можно заметить контур маски, который специально был оставлен, дабы зритель мог осознавать, что именно он видит перед собой.
В 2011 году Джиллиан Уэринг была награждена орденом Британской империи за служение искусству.
30 октября 2014 года состоялось открытие её бронзовой скульптуры «Настоящая Бирмингемская семья» (англ. A Real Birmingham Family) напротив здания библиотеки в г. Бирмингем (Великобритания). На право олицетворять свой город претендовало 350 семей, но в результате была выбрана одна, с весьма стандартной фамилией Джонс. Состав семьи тоже обычный для выбранного региона: две сестры среднего возраста, каждая имеет по ребенку-школьнику, одна беременна. Мужей ни у кого нет.