«Мне нравится думать, что различные элементы моей работы будут служить триггерами, побуждать зрителя замечать связи между литературными, политическими, историческими и перцептивными источниками. Кроме того, они должны создавать диалог между собственной субъективностью и «бесстрастным» объектом искусства. Это взаимодействие между абстрактными данными, геометрическими и лингвистическими формами, историческими фактами и вымышленной информацией может обсуждаться и интерпретироваться любым количеством способов. Мне было бы приятно, если бы смысловое поле созданного мною арт-объекта расширялось, как сеть ассоциаций, помех и аллюзий. Центр проектного пространства остается пустым, и я заинтересован в том, чтобы выяснить, что возможно создать в этом вакууме»
Витторио Санторо (англ. Vittorio Santoro, р. 1962) - современный художник, использующий в своем творчестве различные формы современного искусства. Номинант на премию Марселя Дюшана 2017.
Биография, творчество
Витторио Санторо родился 3 сентября 1962 года в г. Цюрих, Швейцария. Его родители приехали в Швейцарию из Сицилии. Санторо считает себя художником-самоучкой, хотя он посещал курсы в Международном Центре фотографии в Нью-Йорке и в центре Watermill на Лонг-Айленде, где учился под руководством Боба Уилсона. В 1985 году опубликовал сборник стихотворений «La Voce e le Mani» на итальянском языке (родном языке своих родителей). В начале 1990 годов познакомился с Дженни Холзер, которая в то время уже была широко известна своими работами с использованием различных текстовых посланий. В середине 90-х годов начал заниматься фотографией. Совместно с писателем и композитором Полом Боулзом издал фотокнигу "The Time of Friendship / Ten Photographs". Только фотографией Витторио Санторо занмался недолго и во второй половине 90-х годов стал создавать инсталляции, скульптуры, арт-видео и т.п.
Сферой интересов Витторио Санторо изначально была литература. Но со временем он вышел за рамки исключительно текстовой формы и приобрел известность во Франции, Италии и Швейцарии как концептуальный художник, использующий различные способы самовыражения. Во многих своих работах, тем не менее, Санторо возвращался к литературной тематике, пытаясь чаще всего визуализировать актуальные идеи различных литературных классиков (например, инсталляция F. Dostoyevsky: C. and P., page 67 (Penguin Popular Classics), divided vertically).
В 2011-12 гг. Витторио Санторо создал серию работ Gagarin. Серия состояла из трех частей и включала в себя фотографии, инсталляции и напольную скульптуру с изображением Юрия Гагарина. Названия каждой из частей (например, Sphinx / 31 January 1962) являются отсылками к различным событиям и фрагментам истории, которые должны помочь зрителю понять идею автора. В 2012 году состоялась крупная персональная выставка художника в Париже под названием "Сова поворачивает всю голову, чтобы увидеть, что в другом месте". Вскоре после этого арт-критик Ульрика Гросс так прокомментировала творчество Санторо: "он вырывает слова, фразы или короткие тексты из их первоначальных контекстов, изолирует их, фрагментирует и создает на основе полученного новые смысловые связи". В 2017 году Витторио Санторо был номинирован на премию Марселя Дюшана.