Софи Калле. Фотограф, художница, писательница. Франция

"Люди спрашивают меня о моей жизни, и я всегда стараюсь вернуть их к мысли, что речь идет о произведениях искусства. Особенностью многих моих работ является то, что это также и моя жизнь. Они случились. Это то, что обособляет меня от других художников и заставляет людей сильнее любить или не любить то, что я делаю"


Софи Калле
Из интервью Луизе Нери для Interviewmagazine.com



Софи Калле (иногда также Софи Калль англ. Sophie Calle р. 1953) – французская художница, писательница, фотограф. Лауреат международной премии в области фотографии «Хассельблад» (2010 год).


Биография

Родилась в Париже 9 октября 1953 года. В 70-е годы активно участвовала в различных общественных движениях. 7 лет (1972-1979) путешествовала по миру пока не вернулась в родной Париж, где к тому времени у неё не осталось ни друзей, ни каких-либо связей, способных помочь в какой-либо будущей карьере. В это время она много экспериментирует, начинает заниматься фотографией.
В разное время поддерживала различные феминистические и пропалестинские движения.
В 2010 году стала лауреатом премии «Хассельблад»


Творчество

Творчество Софи Калле можно отнести к концептуальному искусству. Её творчество часто называют провокационным, т.к. она работает на грани (а часто и за гранью) общественного и личного. Свои собственные переживания и эмоции (как впрочем и переживания, эмоции всех людей) художница склонна интерпретировать как отпечатки времени, которое уже прошло, а потому ни объекта переживаний, ни самих эмоций, ни боли в действительности уже нет. В реальности т.о. существуют лишь следы от прошлого, которые сами по себе не обладают ни какой-либо формой, ни каким-либо смыслом.
Возможно первой серьезной работой Софи Калле можно считать Венецианский люкс (“Suite Venitienne”, 1979). В начале на улицах Парижа она преследовала и фотографировала людей, переключаясь с одного на другого и не останавливаясь ни на ком достаточно долго. Вскоре, после встречи с неким мужчиной (на выставки сохранялась анонимность объекта, который был обозначен под псевдонимом/именем Анри В.) на одной из вечеринок в Париже Калле решила придать масштабности эксперименту и проследила за ним вплоть до Венеции, где продолжила свое «преследование». Все это время человек не знал, что за ним следят, а она делала его фотографии, которые и составили позже основу для выставки под вышеупомянутым названием. Идею преследования художница развивала в начале 80-х. В другом подобном проекте «Тень» (“Shadow”, 1981) она попросила свою мать нанять частного детектива, который один день постоянно скрыто следил за ней, в то время как сама Калле посещала особенно важные для неё места в Париже. Подобные проекты дали почву для статьи Бодрийяра "Венецианское преследование", в которой философ рассмотрел сам концепт преследования. В современном мире, когда медийное пространство может рассматриваться лишь как вторичное, играя при этом роль основного источника знания о Другом, единственным настоящим погружением в чужую жизнь будет именно преследование и более точного слова для подобной практике подобрать сложно. Преследователь переживает какой-то фрагмент жизни Другого, оставаясь при этом в тени. Человек становится неким зеркалом, в котором отражается чужая судьба, что и составляет определенную онтологическую значимость следящего. Другими словами, "Другой - это тот, чьей судьбой мы становимся, не сближаясь с ним в качестве собеседника, но окружая его подобно тени, подобно двойнику и изображению, примыкая к нему.... Другой - это совсем не тот, с кем вы общаетесь, это тот, за кем вы идете, и тот, кто идет за вами". "Другой существует потому, что я следую за ним тайно, потому что не знаю его, не хочу знать, равно как не желаю, чтобы он знал меня. Он существует потому, что, не останавливая на нем выбор, я осуществляю над ним свое право фатального преследования".

Другим провокационным проектом Софи Калле стала т.н. «Адресная книга» (“Address Book”, 1983). Толчком для начала данного проекта стала случайно найденная адресная книга, которую художница вернула её владельцу, предварительно скопировав для себя контактные данные людей, информация о которых имелась в книге. Далее она связалась со всеми людьми из этой книги (друзьями, членами семьи, коллегами ит.п.) и на основании их рассказов об владельце книги создала образ совершенно незнакомого ей лично человека.

Еще один проект Софи Калле называется «Береги себя» (“Take Care of Yourself”). Проект этот был впервые выставлен во французского павильоне 52-ой Венецианской биеннале и представляет собой фотографии различных женщин читающих одно и то же письмо. Само письмо художница получила в 2004 году и по своему содержанию это было обыкновенное «прости-прощай» от уже бывшего возлюбленного. Письмо заканчивалось словами «Береги себя», которые и дали название всему проекту. Калле пригласила 107 различных женщин для того, чтобы они проинтерпретировали данное послание каждая со своей точки зрения. Это были женщины различных профессий, национальностей и возрастов. В результате письмо было буквально разобрано по буквам, проанализировано, спето, скормлено попугаю, переделано в кроссворд, переведено на язык слепых и т.д. Данный проект в ряде источников был назван «радикальной сентиментальностью» и отчасти воспринят как продолжение концепции личного и общественного, публичного и интимного, но сама Калле отозвалась о нем следующем образом: «В этом письме нет ничего для меня личного. Оно касается мужчины, который не знает, в какую сторону ему двигаться».



Работы Софи Калле:

Современная фотография. Фотограф Софи Калль
Suite Venitienne (detail, 1980)


Современная фотография. Фотограф Софи Калль
"Береги себя" во французского павильоне 52-ой Венецианской биеннале


Современная фотография. Фотограф Софи Калль
"Береги себя", эксперт в области прав женщин в ООН Франсуаза Гаспар


Современная фотография. Фотограф Софи Калль
"Береги себя", оперная певица Натали Дессе


Современная фотография. Фотограф Софи Калль
"Береги себя", акриса Миранда Ричардсон


Современная фотография. Фотограф Софи Калль
"Береги себя", этнометодологист Barbara Olsewka
Современная фотография. Фотограф Софи Калль
Suite Venitienne (detail, 1980)


Современная фотография. Фотограф Софи Калль
"Береги себя" во французского павильоне 52-ой Венецианской биеннале


Современная фотография. Фотограф Софи Калль
"Береги себя", корректор Валери Лермит


Современная фотография. Фотограф Софи Калль
"Береги себя", актриса, модель Ариэль Домбаль


Современная фотография. Фотограф Софи Калль
"Береги себя", ясновидящая Мод Кристэн
Современная фотография. Фотограф Софи Калль
Suite Venitienne (detail, 1980)


Современная фотография. Фотограф Софи Калль
"Береги себя" во французского павильоне 52-ой Венецианской биеннале


Современная фотография. Фотограф Софи Калль
"Береги себя", корректор Валери Лермит


Современная фотография. Фотограф Софи Калль
"Береги себя", спортсменка (спортивная стрельба) Санди Марин


Современная фотография. Фотограф Софи Калль
"Береги себя", Софи Калле







Добавить комментарий:



Вам также может быть интересно


Джозеф Кошут, р. 1945 - американский художник-концептуалист. Один из родоначальников концептуального искусства. Автор инсталляции Один и три стула


Дора Будор, р. 1984 – современная американо-хорватская художница, скульптор, режиссёр, автор инсталляций


Дженни Холзер, р. 1950 - американская концептуальная художница. Лауреат премии Золотой лев за лучший павильон на Венецианской биеннале 1990






© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров