«Политический активизм в моем случае существует для моего искусства, для осуществления моих основных прав. Чтобы защитить эти права, я стал так называемым активистом. Это неотделимо от моего творчества. Искусство нуждается в защите, свобода слова нуждается в защите. Через искусство я создаю некий аргумент и, используя этот аргумент, я могу создавать искусство»
Ай Вэйвэй (англ. Ai Weiwei, р. 1957) – современный китайский художник.
Биография, творчество
Ай Вэйвэй родился 28 августа 1957 года в г. Пекин, Китай. Его отец - известный китайский поэт Ай Цин (Ai Qing, 1910-1996) – подвергся преследованию со стороны властей во времена Анти-правого движение (1957-59, компания предшествующая т.н. Большому скачку и Культурной революции). Семья была отправлена в трудовой лагерь в Бейдагуане, Хэйлунцзян, когда Ай Вэйвэю был один год. Впоследствии они были перевезены в Шихези, где прожили следующие 16 лет. Стихи Ай Цина не печатались, а его работой была чистка общественных деревенских туалетов. В 1976 (после смерти Мао Цзэдуна и окончания Культурной революции) семья вернулась в Пекин. Ай Цин был реабилитирован в 1978 году.
В 1978 году Ай Вэйвэй поступил в Пекинскую киноакадемию, где изучал анимацию. В 1978 году вместе с Ма Десэн, Ван Кепином, Хуан Руи, Ли Шуангом, Чэнгом и Цюй Лейлистал основал авангардную арт-группу «Звезды» (Stars). Группа существовала до 1983 года. В последующие годы Ай Вэйвэй принимал участие в регулярных групповых выставках бывших участников арт-группы и в ретроспективной выставке в Пекине в 2007 году ("Origin Point" Today Art Museum, Пекин).
В 1981 году Ай Вэйвэй уехал в США. Первое время жил в Филадельфии и Сан-Франциско. В 1982 году поступил в нью-йоркскую Школу дизайна «Парсонс». В 1983-93 гг. жил в Нью-Йорке, в районе Ист-Виллидж. В 1983-86 гг. учился в Лиге студентов-художников Нью-Йорка (Art Students League of New York). Некоторое время посещал занятия в Пенсильванском университете и в Калифорнийском университете Беркли. Кроме того, в 80-х годах Ай Вэйвэй несколько раз посещал Францию, а в 1985 году президент Франции Франсуа Миттеран наградил художника Орденом Искусств и литературы (фр. L'Ordre des Arts et des Lettres).
Живя в Нью-Йорке, Ай Вэйвэй познакомился со многими яркими представителями культурной жизни США того времени. Одним из таких людей был поэт Аллен Гинзберг (они познакомились на вечере поэзии, где Гинзберг прочитал несколько стихотворений о Китае). Их дружба продолжалась вплоть до смерти Гинзберга в 1997 году.
Известно также, что Ай Вэйвэй увлекался блэкджеком и часто посещал казино в Атлантик-Сити. По информации blackjackchamp.com художник является профессиональным игроком в блэкджек топового уровня.
В 1993 года заболел отец Ай Вэйвэя и художник вернулся в Китай. В 1999, уже после смерти отца, художник переехал в район Чаочангди на севере Пекина, где построил дом-студию, свой первый архитектурный проект. В 2000 совместно с Фенгом Боуи (англ. Feng Boyi) Ай Вэйвэй стал сокуратором скандально известной выставки Fuck Off в Шанхае, Китай. В 2003 он основал архитектурную студию FAKE Design.
19 ноября 2005 года Ай Вэйвэй начал вести блог на Sina Weibo. 12 мая 2008 года случилось землетрясение мощностью 8,0 баллов в провинции Сычуань. Вскоре после этого Ай Вэйвэй приехал на место трагедии, где создал команду для обследования руин и начал освещать работу на своем блоге. В ответ на отказ правительства выяснять имена всех студентов, погибших, как считал художник, из-за некачественных школьных кампусных сооружений, Вэйвэй начал вербовать добровольцев в Интернете и запустил «Гражданское расследование», чтобы собрать всю возможную информацию о жертвах. 20 марта 2009 года он опубликовал в своем блоге статью под названием «Гражданское расследование», в которой заявил: «чтобы помнить ушедших, проявлять заботу о жизни, взять на себя ответственность за потенциальное счастье выживших, мы инициируем это расследование (...) Мы будем искать имена всех погибших детей и мы будем помнить их».
По состоянию на 14 апреля 2009 года в списке было 5 385 имен. Ай Вэйвэй публиковал информацию на своем блоге, который был закрыт китайскими властями в мае 2009 года. Тогда список имен погибших школьников художник разместил на стене офиса своей студии FAKE Design в Пекине.
В августе 2009 года в г. Чэнду в своем гостиничном номере Ай Вэйвэй был избит полицией (по словам художника за попытку дать показания по делу другого активиста Тана Цуорена (Tan Zuoren), который также подвергался преследованию). Художник страдал от головных болей и утверждал, что ему трудно сосредоточиться на своей работе. 14 сентября 2009 года в больнице в Мюнхене у него были диагностированы несколько внутренних кровотечений (в том числе кровоизлияние в мозг) и врач организовал оперативную операцию на головном мозге.
Согласно Financial Times, в попытке заставить Ай Вэйвэя покинуть страну, два использованных им аккаунта были взломаны, вся информация была прочитана и скопирована. Кроме того, его банковские операции проверялись агентами государственной безопасности, которые утверждали, что он находился под следствием за «неуказанные предполагаемые преступления» (англ. "unspecified suspected crimes").
В 2010 году Ай Вэйвэй планировал открыть новую студию в Шанхае. Здание было спроектировано и построено самим художником, при этом, по его словам, у него было разрешение на строительство от шанхайских муниципальных властей, которые до определенного момента даже поощряли данный проект и в ряде своих заявлений афишировали создание нового арт-пространства в городе. Тем не менее, поздее Вэйвэй был обвинен в возведении постройки без необходимого разрешения. Он попытался организовать акцию в поддержку своего проекта, но в ноябре 2010 года был помещен под домашний арест (акция все равно состоялась, но художник на ней не присутствовал). 11 января 2011 года здание было снесено.
В конце 2010 года Ай Вэйвэй пытался выехать в Южную Корею, но "по соображениям национальной безопасности" ему запретили выезд из страны. В это же время подобные ограничения были введены по отношению ко многим китайским активистам и правозащитникам. Ай Вэйвэй связал эту компанию с вручением нобелевской премии мира китайскому диссиденту Лю Сяобо и заявил, что он даже не приглашен на церемонию вручения, но это не оказало эффекта на службу безопасности КНР.
В честь Ай Вэйвэя назван астероид "83598 Aiweiwei".
Арест
3 апреля 2011 года Ай Вэйвэй должен был вылететь в Гонконг, но был арестован в аэропорту Пекина. В тот же день в офис компании Beijing Fake Cultural Development Ltd, которая занимается бизнес-аспектами деятельности художника, пришли вооруженные люди. При этом были арестованы бухгалтер Ай Вэйвэя, его шофер и несколько его помощников. Некоторое время ни у родственников, ни у прессы не было никакой официальной информации по поводу причин ареста и места заключения художника и остальных людей, предположительно арестованных по его делу. В мае появилась информация от анонимных источников (предположительно от проправительственных сайтов КНР), что арест связан с уклонением от уплаты "налогов на огромные суммы" и "преднамеренным уничтожением бухгалтерских документов". В различных СМИ (в основном в американских, европейских и гонконгских) началась активная компания по освещению данного события. В конце июня 2011 года Ай Вэйвэй был отпущен. Он находился под арестом 81 день. Дозвонившемуся до него журналисту BBC художник ответил: "Я уже дома, меня освободили под залог. Я не могу говорить с журналистами. У меня все в порядке, спасибо за внимание со стороны СМИ". Официальный представитель министерства иностранных дел Китая Хун Лэй озвучил 23 июня список условий, на которых был отпущен художник: "Ему не разрешается покидать место жительства, нельзя влиять на показания других людей, нельзя фабриковать свидетельства или сотрудничать с другими с целью создания фальшивых признаний". Кроме того, Хун Лэй заявил, что "Ай Вэйвэй по-прежнему остается в периоде следствия по подозрениям в преступлениях". Информационное агентство «Синьхуа» (официальное информационное агентство правительства КНР) заявило, что Ай Вэйвэй отпущен "в силу хорошего поведения, выразившегося в признании его преступлений, а также хронического заболевания, которым он страдает" (возможно здесь имеется ввиду диабет). Гонконгская газета South China Morning Post связывала новость об освобождении художника с поездкой китайского премьера Вэнь Цзябао в Венгрию, Великобританию и Германию. Различные правозащитники отмечали, что формально художнику не было предъявлено никаких обвинений, а описанные выше события противоречат законодательству самого Китая и могут скорее быть расценены не как арест, а как "похищение неизвестной группировкой". В 2015 году Британское посольство в Пекине отказало Ай Вэйвэю в получении шестимесячной визы, аргументируя это тем, что художник скрыл факт своей уголовной судимости 2011 года. Однако после выяснения обстоятельств дела и вмешательства Терезы Мэй (на тот момент секретаря департамента по иммиграционному контролю) оказалось, что у Ай Вэйвэя нет судимостей и более того в адрес художника никогда не выдвигались никакие официальные обвинения. В интервью для проекта Правила жизни в журнале Esquire художник вспоминал: "Меня арестовали в аэропорту. Накинули на голову черный мешок и увезли в секретную тюрьму. Когда мешок сняли, я первым делом спросил про адвоката — как это делают в американских фильмах. Но мне сказали «нет». — «Могу я позвонить семье?» — «Нет». — «Сколько вы меня здесь продержите?» — «Полгода или год». После этого я перестал задавать вопросы. Когда они освобождали меня, я сказал: «Вы не сообщили, за что арестовали меня, а теперь не говорите, почему отпускаете». — «Вэйвэй, — сказали мне, — мы можем арестовать тебя снова, и нам совершенно необязательно будет тебя отпускать. Просто помни это»".
В июне 2011 года Бюро местного налогообложения Пекина потребовало взыскать с Beijing Fake Cultural Development Ltd неоплаченных налогов и штрафов общей суммой в 12 миллионов юаней (1,85 миллиона долларов США). Сама компания была зарегистрирована на имя жены Ай Вэйвэя Лу Цин и потому формально арест художника, который был организован в то же время, не имел отношения к данному делу. Ай Вэйвэй всегда утверждал, что дело является политическим и не имеет отношение к налогообложению. 4 ноября 2011 года была инициирована онлайн-кампания, в рамках которой требуемые 10 миллионов юаней были собраны в течение десяти дней с 30 000 взносов. Чтобы поблагодарить кредиторов и признать взносы как займы, Ай Вэйвэй разработал и выдал кредитные квитанции всем, кто участвовал в кампании. В январе 2012 года адвокаты художника подали апелляцию с требованием вернуть деньги, но 27 сентября суд оставил в силе предыдущие решения. В октябре 2012 года власти аннулировали лицензию Beijing Fa Ke Cultural Development Ltd.
Арест Ай Вэйвэя вызвал широкое обсуждение в арт-мире. Многие художники (как в самом Китае, так и за его пределами) в различной форме выражали свою солидарность с художником. Особо заметны были стрит-арт компании "Free Ai Weiwei" и "Who's afraid of Ai Weiwei". В Интернете большую популярность набрал слоган "Love the Future" (на китайском языке данное словосочетание созвучно с именем и фамилией художника). 2 мая 2011 года Ли Чук-ян (англ. Lee Cheuk-yan) из Гонконгского альянса в поддержку патриотических демократических движений в Китае организовал акцию в поддержку Ай Вэйвэя в Гонконге, в парке Виктории, в которой приняли участие 200 человек. В мае 2011 года Королевская академия Великобритании присвоила Ай Вэйвэю титул почетного академика.
Некоторые работы
В 1995 году Ай Вэйвэй представил свою работу "Dropping a Han Dynasty Urn". Работа состояла из акции и фото триптиха. В рамках данного проекта художник разбил вазу времен династии Хань (206 до н. э.—220 н. э.). Существует несколько интерпретаций этой работы. Во-первых, речь здесь может идти о критике буржуазной оценки объекта искусства, согласно которой чем древнее объект, тем выше его ценность. Во-вторых, иногда эту работу воспринимают как пример радикального отрицания культурных достижений прошлого (грубо говоря, попытку "скинуть с парохода современности" вазу династии Хань). В-третьих, возможно, это попытка "оживить" мертвое искусство, попытка вернуть "неприкосновенным" с точки зрения общественного мнения объектам "истинную", актуальную культурную ценность. Также рядом арт-критиков отмечалось, что данная акция может быть интерпретирована как критика коммерциализации искусства, которая создает ситуации, где владелец того или иного объекта может делать с ним фактически все, что захочет. В то же время на нескольких вазах (также периода династии Хань) художник разместил логотип компании Coca-Cola.
В 2000 году в Шанхае Ай Вэйвэй организовал выставку "Fuck Off", в рамках которой демонстрировались фотографии проекта "Dropping a Han Dynasty Urn", а также серия фотографий, на которых художник показывал средний палец руки Белому дому, Моне Лизе, Эйфелевой башне, Запретному городу и другим общепринятым символам современной культуры. Проект Fuck Off может быть рассмотрен как продолжение идеи радикального отрицания "отжившей", мертвой культуры прошлого. Выставка была закрыта раньше намеченной даты полицией КНР.
В 2007 году в рамках фестиваля «documenta» Ай Вэйвэй организовал акцию Fairytale (рус. "Сказка"). Художник организовал и полностью оплатил поездку в Кассель (традиционное место проведения данного фестиваля) 1001 читателю своего блога. Почти все участники акции были бедными китайцами, которые никогда до этого не были в Европе. Ай Вэйвэй также снабдил их всем необходимым для путешествия, подготовив множество разнообразным вещей с собственным оригинальным дизайном.
Ай Вэйвэй был художником-консультантом при строительстве Пекинского национального стадиона, который более известен под названием «Птичье гнездо». Стадион был построен в 2008 году к Олимпийским играм в Пекине. Его постройкой занималась компания Herzog & de Meuron.
В 2010 году в Турбинном зале галереи Тейт Модерн в Лондоне Ай Вэйвэй представил инсталляцию "Семена подсолнечника" (Sunflower seeds). Для данной инсталляции вручную, согласно традиционным китайским методам работы с фарфором (т.о. каждое семечко было уникальным) были созданы 100 млн фарфоровых семян подсолнечника. Все эти семена были расположены на полу галереи и в первые дни зрители могли свободно ходить по ним, лежать на них, ломать их или просто забирать с собой (через несколько дней оказалось, что это создает много фарфоровой пыли, опасной для здоровья человека и инсталляция была огорожена).
В 2012 году Ай Вэйвэй совместно с архитектурным бюро Herzog & de Meuron по заказу художественной галереи Серпентайн (Serpentine Gallery) открыл павильон в Гайд-парке в Лондоне. Сам процесс постройки художник, находясь под домашним арестом в Китае, координировал по скайпу. Еще до открытия данный проект был куплен владельцем металлургической компании ArcelorMittal Лакшми Митталом.
В 2013 году Ай Вэйвэй был среди художников, представлявших Германию (сами работы были выставлены во Французском павильоне и в Соборе Святого Антонина / The Church of Saint Antonin) на 55-ой Венецианской биеннале. Здесь он представил сразу несколько своих инсталляций, среди которых была работа под названием S.A.C.R.E.D., которая была посвящена его аресту в 2011 году. Ай Вэйвэй воссоздал камеру, в которой он жил во время заключения и несколько сцен из своей жизни того периода. В последующие годы данная инсталляция неоднократно демонстрировалась во многих странах мира.
В 2015 году Ай Вэйвэй представил публике 175 портретов "узников совести", которые были сделаны из кубиков Lego. Любопытно, что перед выставкой в Мельбурне компания отказалась поставить художнику крупную партию деталей, аргументируя это тем, что Lego не участвует в политических акциях, но позднее вице-президент компании Lego Къельд Кирк Кристиансен принес официальные извинения художнику, связав первоначальное заявление с решением одного из сотрудников низкого ранга. Кроме того, компания Lego внесла изменения во внутренний устав, согласно которому её сотрудники не должны интересоваться о целях, для которых осуществляются крупные закупки деталей.
В 2017 году Ай Вэйвэй дебютировал в кино, представив на Венецианском кинофестивале документальный фильм Человеческий поток (англ. Human Flow). Фильм посвящен проблеме мигрантов.
Ай Вэйвэй активно использует различные социальные сети. По собственному признанию художника, он очень любит делать селфи и часто использует различные социальные площадки (в настоящее время в большей степени речь идет о Твиттере и Инстаграме) для своих арт-проектов.