«Наше представление о том, что реально становится все более и более символическим. Например, Всемирный торговый центр. Это было и осязаемое рабочее место, и символ американской экономики, власти. Сегодня необходимо включить информационный мир в «ткани» реального. Но в то же время это включение должно вызывать осознание, пробуждение. Лучше сказать, кризис. Мы должны вернуться к идеям ситуационистов: изображение скрывает реальность, а не раскрывает его. Эта концепция критического синтеза может привести к расшифровке реальности и ее символических функций»
Морис Бенаюн (англ. Maurice Benayoun, р. 1957) - современный французский медиахудожник.
Биография, творчество
Морис Бенаюн родился 29 марта 1957 года в г. Маскара, Алжир. В 1958 году его семья переехала во Францию. В юности, в середине 70-х годов Бенаюн увлекался фотографией. В начале 80-х учился в Университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Universite Paris I Pantheon-Sorbonne). В то же время он начал создавать свои первые инсталляции и короткометражные фильмы, посвященные деятелям современного искусства того времени (объектами изучения Бенаюна стали Даниель Бюрен, Жан Тэнгли, Сол Левитт и Мартиал Райс).
В 1987 году Морис Бенаюн стал одним из основателей студии ZA, специализирующейся на работе с компьютерной графикой и виртуальной реальностью. В 1990-93 гг. Бенаюн сотрудничал с бельгийским графическим романистом Франсуа Шутеном. Вместе они создали Quarxs (один из первых мультсериалов полностью созданный при помощи компьютерной графики и выпущенный в HD).
После 1994 года Бенаюн сконцентрировал свое внимание на разработках в области виртуальной реальности и создании интерактивных инсталляций. Одна таких инсталляций была описана Жан-Полем Фаргье в Le Monde (1994) как «первая метафизическая видео игра». Одним из наиболее заметных проектов этого периода является тоннель под Атлантикой, работа над которым была окончена в 1995 году. Телевиртуальный "туннель" связывал Центр Помпиду в Париже и Музей современного искусства в Монреале. Тоннель под Атлантикой считается первой интерконтинентальной телевиртуальной инсталляцией. Для описания инсталляций этого периода, в рамках которых художник предлагал посетителям различных галерей объединиться в некое общее арт-пространство с помощью современных технологий коммуникации, сам Бенаюн пользовался термином "архитектура связи".
В 1997 году совместно с фотографом Жан-Батистом Барье Морис Бенаюн работал над инсталляцией "World skin", которая представляла из себя арт-пространство, созданное при помощи фотоколлажей. В 1998 году на фестивале Ars Electronica данная работа художника была удостоена награды Золотая Ника. Морис Бенаюн также подготовил две инсталляции (The Navigation Room, 1997; The Membrane, 2001) для Городка науки и индустрии (Cite des Sciences de la Villette) в Париже.
Морис Бенаюн долгое время вел свой собственный блог под названием The Dump ("Свалка"), в котором публиковал описания идей для возможных проектов, которые самим Бенаюном по разным причинам не были воплощены в жизнь. В 2008 году художник использовал материалы с вышеописанного блога в качестве докторской диссертации (на степень PhD) под названием Artistic Intentions at Work, Hypothesis for Committing Art ("Художественные идеи в работе, гипотезы для совершения искусства"), которую защитил в Университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна с пометкой "награда первого класса с отличием".
Для определения жанра своих поздних работ Морис Бенаюн использует термин «критический синтез» (critical fusion), объясняя, что в настоящее время наблюдается слияние реальности и медиасреды. Работу некоторых современных СМИ Бенаюн называет "созданием фантастики в натуральную величину в режиме реального времени". Влияние в данном вопросе на художника оказала книга Ги Дебора "Общество спектакля".
В 2014 году Морис Бенаюн запустил проект Open Sky. В рамках данного проекта он предложил художникам из Open Sky Gallery и студентам Open Sky Campus представить свои работы в публичном пространстве на крупнейшем на тот момент экране (70 000 квадратных метров). Всего в проекте приняли участие 100 авторов.
Бенаюн руководит Лабораторией CITU (Creation Interactive Transdisciplinaire Universitaire) в Сорбонне и университете Сен-Дени, является основателем и директором Парижской лаборатории гуманитарного взаимодействия по научным интересам, а также ведет исследовательскую программу в Школе Новых Медиа в Городском Университете Гонконга.