Морис Бенаюн (Maurice Benayoun) - современный французский медиахудожник

«Наше представление о том, что реально становится все более и более символическим. Например, Всемирный торговый центр. Это было и осязаемое рабочее место, и символ американской экономики, власти. Сегодня необходимо включить информационный мир в «ткани» реального. Но в то же время это включение должно вызывать осознание, пробуждение. Лучше сказать, кризис. Мы должны вернуться к идеям ситуационистов: изображение скрывает реальность, а не раскрывает его. Эта концепция критического синтеза может привести к расшифровке реальности и ее символических функций»


Морис Бенаюн, из интервью Лоренцо Таиути для портала Digicult


Морис Бенаюн (англ. Maurice Benayoun, р. 1957) - современный французский медиахудожник.


Биография, творчество

Морис Бенаюн родился 29 марта 1957 года в г. Маскара, Алжир. В 1958 году его семья переехала во Францию. В юности, в середине 70-х годов Бенаюн увлекался фотографией. В начале 80-х учился в Университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Universite Paris I Pantheon-Sorbonne). В то же время он начал создавать свои первые инсталляции и короткометражные фильмы, посвященные деятелям современного искусства того времени (объектами изучения Бенаюна стали Даниель Бюрен, Жан Тэнгли, Сол Левитт и Мартиал Райс).

В 1987 году Морис Бенаюн стал одним из основателей студии ZA, специализирующейся на работе с компьютерной графикой и виртуальной реальностью. В 1990-93 гг. Бенаюн сотрудничал с бельгийским графическим романистом Франсуа Шутеном. Вместе они создали Quarxs (один из первых мультсериалов полностью созданный при помощи компьютерной графики и выпущенный в HD).

После 1994 года Бенаюн сконцентрировал свое внимание на разработках в области виртуальной реальности и создании интерактивных инсталляций. Одна таких инсталляций была описана Жан-Полем Фаргье в Le Monde (1994) как «первая метафизическая видео игра». Одним из наиболее заметных проектов этого периода является тоннель под Атлантикой, работа над которым была окончена в 1995 году. Телевиртуальный "туннель" связывал Центр Помпиду в Париже и Музей современного искусства в Монреале. Тоннель под Атлантикой считается первой интерконтинентальной телевиртуальной инсталляцией. Для описания инсталляций этого периода, в рамках которых художник предлагал посетителям различных галерей объединиться в некое общее арт-пространство с помощью современных технологий коммуникации, сам Бенаюн пользовался термином "архитектура связи".

В 1997 году совместно с фотографом Жан-Батистом Барье Морис Бенаюн работал над инсталляцией "World skin", которая представляла из себя арт-пространство, созданное при помощи фотоколлажей. В 1998 году на фестивале Ars Electronica данная работа художника была удостоена награды Золотая Ника. Морис Бенаюн также подготовил две инсталляции (The Navigation Room, 1997; The Membrane, 2001) для Городка науки и индустрии (Cite des Sciences de la Villette) в Париже.

Морис Бенаюн долгое время вел свой собственный блог под названием The Dump ("Свалка"), в котором публиковал описания идей для возможных проектов, которые самим Бенаюном по разным причинам не были воплощены в жизнь. В 2008 году художник использовал материалы с вышеописанного блога в качестве докторской диссертации (на степень PhD) под названием Artistic Intentions at Work, Hypothesis for Committing Art ("Художественные идеи в работе, гипотезы для совершения искусства"), которую защитил в Университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна с пометкой "награда первого класса с отличием".

Для определения жанра своих поздних работ Морис Бенаюн использует термин «критический синтез» (critical fusion), объясняя, что в настоящее время наблюдается слияние реальности и медиасреды. Работу некоторых современных СМИ Бенаюн называет "созданием фантастики в натуральную величину в режиме реального времени". Влияние в данном вопросе на художника оказала книга Ги Дебора "Общество спектакля".

В 2014 году Морис Бенаюн запустил проект Open Sky. В рамках данного проекта он предложил художникам из Open Sky Gallery и студентам Open Sky Campus представить свои работы в публичном пространстве на крупнейшем на тот момент экране (70 000 квадратных метров). Всего в проекте приняли участие 100 авторов.

Бенаюн руководит Лабораторией CITU (Creation Interactive Transdisciplinaire Universitaire) в Сорбонне и университете Сен-Дени, является основателем и директором Парижской лаборатории гуманитарного взаимодействия по научным интересам, а также ведет исследовательскую программу в Школе Новых Медиа в Городском Университете Гонконга.




Официальный сайт Бенаюна на английском, французском и китайском языках.





Работы Мориса Бенаюна:

Кадры из "Quarxs" (1994):

Quarxs. Морис Бенаюн (Maurice Benayoun) - современный французский медиахудожник. Современное искусство. Contemporary art





Тоннель под Атлантикой (1995):

Тоннель под Атлантикой (1995). Морис Бенаюн (Maurice Benayoun) - современный французский медиахудожник. Современное искусство. Contemporary art





"World skin" 1997:

World skin, 1997. Морис Бенаюн (Maurice Benayoun) - современный французский медиахудожник. Современное искусство. Contemporary art



Quarxs. Морис Бенаюн (Maurice Benayoun) - современный французский медиахудожник. Современное искусство. Contemporary art







Тоннель под Атлантикой (1995). Морис Бенаюн (Maurice Benayoun) - современный французский медиахудожник. Современное искусство. Contemporary art







World skin, 1997. Морис Бенаюн (Maurice Benayoun) - современный французский медиахудожник. Современное искусство. Contemporary art



Quarxs. Морис Бенаюн (Maurice Benayoun) - современный французский медиахудожник. Современное искусство. Contemporary art






Тоннель под Атлантикой (1995). Морис Бенаюн (Maurice Benayoun) - современный французский медиахудожник. Современное искусство. Contemporary art






World skin, 1997. Морис Бенаюн (Maurice Benayoun) - современный французский медиахудожник. Современное искусство. Contemporary art






Добавить комментарий:




Вам также может быть интересно


Кадер Аттиа, р. 1970 - современный французско-алжирский художник, фотограф, скульптор. Лауреат Премии Марселя Дюшана 2016


Клод Клоски, р. 1963 - современный французский художник


Питер Хелли, р. 1953 - современный американский художник и теоретик искусства. Основоположник направления нео-гео






© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров