«Любой смысл организует информацию и вынуждает нас воспринимать все раздельно, чтобы быть к определенным вещам более чувствительным и нечувствительным к другим. Вот что делает живопись: она организует видение определенным образом, т.е. говорит нам о том, что на определенные вещи надо обращать внимание, а на некоторые другие вещи не надо обращать внимание. До известной степени она всегда функционировала таким образом в нашей цивилизации. Считаете ли вы что-либо важным или нет – я не знаю. Но это то, что важно для меня, то, что делаю я».
Джаспер Джонс (англ. Jasper Johns, р. 1930) – американский художник, работающий в жанрах абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Автор картины «Флаг».
Биография, творчество
Джаспер Джонс родился к городе Огаста (Джорджия, США) 15 мая 1930 года. Вскоре его родители развелись и вместе с матерью ребенок переехал в Южную Каролину, где и провел большую часть своего детства. Жил он попеременно то в городе Колумбия, где жила его мать, то в Аллендэйле, с бабушкой и дедушкой. Несмотря на то, что по собственному признанию Джонса, в Южной Каролине в то время не было художников, он сам начал заниматься живописью достаточно рано. В 1947 году Джонс поступил на факультет искусств университета Южной Каролины, откуда, впрочем, ушел уже через три семестра в 1948 году и переехал в Нью-Йорк.
В Нью-Йорке Джаспер Джонс один семестр посещал школу дизайна Парсона и активно посещал разнообразные выставки, но в 1950 записался в армию США и служил два года, сначала на базе в Южной Каролине, а после в городе Сендай в Японии (время его службы пришлось на годы корейской войны). После демобилизации Джонс вернулся в Нью-Йорк, где познакомился и вскоре начал жить с Робертом Раушенбергом, который оказал на него существенное влияние и познакомил с другими представителями современного американского искусства того времени, среди которых были галерист Лео Кастелли и Альфред Барр (в то время директор Музея современного искусства).
Имя Джаспера Джонса чаще всего ассоциируется с его ранними работами, относящимися ко второй половине 1950-х годов. В некотором смысле ранний период творчества художника можно ограничить пределами с 1954 по 1961 год, когда он жил вместе со своим бойфрендом Робертом Раушенбергом. Вероятно, наиболее известная широкой публике картина Джонса «Флаг» была создана как раз в это время, в 1955 году. Работа эта вызвала массу споров. Её интерпретировали самыми разными образами, видя в ней как проявление американского «империализма», так и, напротив, неуважение к своей собственной стране. Альфред Барр принял решение приобрести «Флаг» для постоянной экспозиции, но побоялся обвинений в непатриотизме и потому провел весь процесс покупки через посредника, который затем отдал картину в дар музею. Арт-критики того времени также были склонны видеть в работе Джонса определенное политическое высказывание. Так, например, Роберт Розенблюм ставит вопрос именно так: «святотатство это или почтительность?» и называет картину «кощунственной и неуважительной». Впрочем, сам художник утверждал, что увидел во сне как пишет флаг США и затем, проснувшись, приступил к работе.
Тема американского флага обыгрывалась Джонсом и в ряде других работ, созданных в тот период времени. Наиболее заметными работами здесь можно считать «Белый флаг» (1955) и «Три флага» (1958).
В последующие годы споры вокруг данной работы Джонса не утихли, но вышли за пределы обсуждения уровня патриотизма художника. Рассматривая «Флаг» в контексте искусства XX века и пытаясь определить его роль для различных арт-течений, данную картину начали рассматривать как один из первых примеров поп-арта. Джаспер Джонс таким образом может считаться художником, который в некотором смысле проложил дорогу Энди Уорхоллу и всему американскому поп-арту 60-х годов. Кроме того, «Флаг» начал создаваться еще в 1954 году, что даже раньше, чем коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956 год), который в свою очередь традиционно считается одной из первых работ в жанре поп-арт в Великобритании.
С другой стороны, «Флаг» Джаспера Джонса можно рассматривать как определенное продолжение идей Марселя Дюшана и его реди-мейдов. Фактически, флаг Джонса можно без изменений перенести на более привычную для флагов материю и использовать именно как флаг, т.е. вывесить его из окна, пойти на стадион и т.д. Т.о. мы получаем нечто вроде «реди-мейда наоборот», когда произведение искусства без всяких изменений может использоваться как банальный предмет быта. Флаг же США представляет собой один из наиболее узнаваемых, а потому и наиболее банальных символов и т.о. обращение к нему это все то же обращение к предметам повседневности. «Игра» с объектом, с символом, создание произведения искусства подписью художника – все это свойственно дадаизму и потому творчество Джаспера Джонса возможно отнести к т.н. неодада. Впрочем, надо отметить, что сам данный термин был предложен Барборой Роуз как раз для характеристики творчества Джонса и Раушенберга, а сам художник, говоря о понятии «объекта» отмечал, что «само понятие объекта сомнительно. Холст есть объект, краска есть объект и объект есть объект. Поскольку предполагается, что холст обладает каким-то пространственным значением, то и объект, написанный на холсте, можно наделить тем же значением»
Кроме всего вышенаписанного «Флаг» можно рассматривать и в контексте преодоления абстрактного экспрессионизма. При этом сам Джаспер Джонс в наименьшей степени занимался борьбой с господствующим тогда течением, но его живопись все-таки можно отнести к фигуративной и он начал «множить» символы (хотя вряд ли здесь в полной мере можно применять понятие симулякра) в то время как и сама история со сном и экспрессивные мазки напоминают скорее об образе художника, характерного для абстрактного экспрессиониста и т.о. Джаспер Джонс вновь становится неким «связующим элементом» между, условно говоря, такими деятелями американского искусства как Поллок и Уорхолл.
Кроме флага Джаспер Джонс работал также с рядом других символов. Так, например, ему принадлежит серия работ с изображениями цифр в самых разных вариациях («Серые числа», «от 0 до 9», «0-9» и т.д.), а также множество изображений карт США и различного рода мишеней. Все эти символы являются частью обычного мира, но в повседневной жизни обывателю свойственно игнорировать их форму, обращая внимание лишь на то, что они «значат» в различных своих комбинациях. Крайне редко ставится под сомнение значимость одной цифры или буквы, также как редко кто-то говорит о самой форме флага или карты. Джонс, очевидно, игнорирует вопросы, связанные с тем, как отдельные буквы или цифры взаимодействуют друг с другом, создавая язык и смысл. В своей ранней работе «Серые числа», например, он отдает все пространство холста под сетку заполненную цифрами. Цифры нарисованы по трафарету, каждая в своей клеточке на всем протяжении картины за исключением левого верхнего прямоугольника. Они выстроены в определенной последовательности, но привлекает внимание не смысл каждого числа, а форма, структура, порядок, который создает непосредственно художник.
В середине 60-х годов Джаспер Джонс занялся скульптурой. Здесь так же нельзя еще раз не упомянуть о противостоянии абстрактного экспрессионизма и поп-арта. Дело в том, что одну из своих наиболее известных скульптур – две банки из-под пива («Ale cans», 1964) – художник сделал в ответ на едкое замечание Виллема де Кунинга по поводу профессиональной деятельности галериста Лео Кастелли, сводящееся к тому, что последний купит даже банки из-под пива, если сказать, что это поп-арт.
Скульптуры Джаспера Джонса в большинстве своем изображают бытовые предметы (фонарик, лампочка, банки из-под пива) сделанные в бронзе. Про смысловую нагрузку данных работ можно сказать все то, что уже было написано про «Флаг» и другие произведения Джонса. Здесь мы видим игру с бытовыми предметами, возвращение от абстракционизма к фигуративизму, некое послание зрителю, который устал от непонятных абстракций, сводящиеся к тому, что если вам не нужны непонятные фантазийные «узоры», то можете полюбоваться на знакомые всем и каждому предметы, например, на пустые банки эля. Несколько выделяется скульптура "Взор критика" (1964). Данная работа представляет собой метафору на работу арт-критика.
В 80-х годах Джонс начал создавать коллажи, тематика которых также затрагивала проблему смысловой наполненности привычных символов и знаков, которые группируются в жизни обывателя, не имея никакого «настоящего», изначального общего знаменателя, кроме непосредственно того человека, в голове которого все они имеют какой-то смысл и что-то значат. Вырванные из общего культурного дискурса, различные знаки вновь собираются вместе уже в частной жизни человека и, разумеется, начинают что-то в ней значить, но речь при этом идет уже не об изначальных объектах или даже идеях, а об симулякрах – копиях без оригинала.
После окончательного разрыва с Раушенбергом Джаспер Джонс стал все более и более стремиться к уединению. С 90-х годов он почти не давал интервью, но все-таки продолжал контактировать с несколькими избранными деятелями арт мира и время от времени выставлять свои новые работы. В августе 2013 года Джаспер Джонс вновь попал в заголовки газет после того, как его помощник Джеймс Майер, работавший у него с 1988 по 2012 год, был обвинен в краже недописанных картин мастера на общую сумму в шесть с половиной миллионов долларов. Сам Джонс запретил продавать данные работы, но Мейер скрылся с 22 произведениями из студии художника в Шароне, штат Коннектикут, чтобы продать их через неустановленного человека в галерее в Нью-Йорке, утверждая, что все это были подарки от Джонса. Джонс не стал комментировать кражу, но обратился в полицию вскоре после обнаружения недостающих работ.
В настоящее время Джаспер Джонс живет между своими студиями в Шароне (штат Коннектикут), куда он переехал в 1990-е годы, и студией на острове Сент-Мартин.