Джаспер Джонс – американский художник, работающий в жанрах абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Автор картины Флаг

«Любой смысл организует информацию и вынуждает нас воспринимать все раздельно, чтобы быть к определенным вещам более чувствительным и нечувствительным к другим. Вот что делает живопись: она организует видение определенным образом, т.е. говорит нам о том, что на определенные вещи надо обращать внимание, а на некоторые другие вещи не надо обращать внимание. До известной степени она всегда функционировала таким образом в нашей цивилизации. Считаете ли вы что-либо важным или нет – я не знаю. Но это то, что важно для меня, то, что делаю я».


Джаспер Джонс, из интервью Филипу Смиту (декабрь 1977)


Джаспер Джонс (англ. Jasper Johns, р. 1930) – американский художник, работающий в жанрах абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Автор картины «Флаг».


Биография, творчество

Джаспер Джонс родился к городе Огаста (Джорджия, США) 15 мая 1930 года. Вскоре его родители развелись и вместе с матерью ребенок переехал в Южную Каролину, где и провел большую часть своего детства. Жил он попеременно то в городе Колумбия, где жила его мать, то в Аллендэйле, с бабушкой и дедушкой. Несмотря на то, что по собственному признанию Джонса, в Южной Каролине в то время не было художников, он сам начал заниматься живописью достаточно рано. В 1947 году Джонс поступил на факультет искусств университета Южной Каролины, откуда, впрочем, ушел уже через три семестра в 1948 году и переехал в Нью-Йорк.

В Нью-Йорке Джаспер Джонс один семестр посещал школу дизайна Парсона и активно посещал разнообразные выставки, но в 1950 записался в армию США и служил два года, сначала на базе в Южной Каролине, а после в городе Сендай в Японии (время его службы пришлось на годы корейской войны). После демобилизации Джонс вернулся в Нью-Йорк, где познакомился и вскоре начал жить с Робертом Раушенбергом, который оказал на него существенное влияние и познакомил с другими представителями современного американского искусства того времени, среди которых были галерист Лео Кастелли и Альфред Барр (в то время директор Музея современного искусства).



Имя Джаспера Джонса чаще всего ассоциируется с его ранними работами, относящимися ко второй половине 1950-х годов. В некотором смысле ранний период творчества художника можно ограничить пределами с 1954 по 1961 год, когда он жил вместе со своим бойфрендом Робертом Раушенбергом. Вероятно, наиболее известная широкой публике картина Джонса «Флаг» была создана как раз в это время, в 1955 году. Работа эта вызвала массу споров. Её интерпретировали самыми разными образами, видя в ней как проявление американского «империализма», так и, напротив, неуважение к своей собственной стране. Альфред Барр принял решение приобрести «Флаг» для постоянной экспозиции, но побоялся обвинений в непатриотизме и потому провел весь процесс покупки через посредника, который затем отдал картину в дар музею. Арт-критики того времени также были склонны видеть в работе Джонса определенное политическое высказывание. Так, например, Роберт Розенблюм ставит вопрос именно так: «святотатство это или почтительность?» и называет картину «кощунственной и неуважительной». Впрочем, сам художник утверждал, что увидел во сне как пишет флаг США и затем, проснувшись, приступил к работе.

Тема американского флага обыгрывалась Джонсом и в ряде других работ, созданных в тот период времени. Наиболее заметными работами здесь можно считать «Белый флаг» (1955) и «Три флага» (1958).

В последующие годы споры вокруг данной работы Джонса не утихли, но вышли за пределы обсуждения уровня патриотизма художника. Рассматривая «Флаг» в контексте искусства XX века и пытаясь определить его роль для различных арт-течений, данную картину начали рассматривать как один из первых примеров поп-арта. Джаспер Джонс таким образом может считаться художником, который в некотором смысле проложил дорогу Энди Уорхоллу и всему американскому поп-арту 60-х годов. Кроме того, «Флаг» начал создаваться еще в 1954 году, что даже раньше, чем коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956 год), который в свою очередь традиционно считается одной из первых работ в жанре поп-арт в Великобритании.

С другой стороны, «Флаг» Джаспера Джонса можно рассматривать как определенное продолжение идей Марселя Дюшана и его реди-мейдов. Фактически, флаг Джонса можно без изменений перенести на более привычную для флагов материю и использовать именно как флаг, т.е. вывесить его из окна, пойти на стадион и т.д. Т.о. мы получаем нечто вроде «реди-мейда наоборот», когда произведение искусства без всяких изменений может использоваться как банальный предмет быта. Флаг же США представляет собой один из наиболее узнаваемых, а потому и наиболее банальных символов и т.о. обращение к нему это все то же обращение к предметам повседневности. «Игра» с объектом, с символом, создание произведения искусства подписью художника – все это свойственно дадаизму и потому творчество Джаспера Джонса возможно отнести к т.н. неодада. Впрочем, надо отметить, что сам данный термин был предложен Барборой Роуз как раз для характеристики творчества Джонса и Раушенберга, а сам художник, говоря о понятии «объекта» отмечал, что «само понятие объекта сомнительно. Холст есть объект, краска есть объект и объект есть объект. Поскольку предполагается, что холст обладает каким-то пространственным значением, то и объект, написанный на холсте, можно наделить тем же значением»

Кроме всего вышенаписанного «Флаг» можно рассматривать и в контексте преодоления абстрактного экспрессионизма. При этом сам Джаспер Джонс в наименьшей степени занимался борьбой с господствующим тогда течением, но его живопись все-таки можно отнести к фигуративной и он начал «множить» символы (хотя вряд ли здесь в полной мере можно применять понятие симулякра) в то время как и сама история со сном и экспрессивные мазки напоминают скорее об образе художника, характерного для абстрактного экспрессиониста и т.о. Джаспер Джонс вновь становится неким «связующим элементом» между, условно говоря, такими деятелями американского искусства как Поллок и Уорхолл.

Кроме флага Джаспер Джонс работал также с рядом других символов. Так, например, ему принадлежит серия работ с изображениями цифр в самых разных вариациях («Серые числа», «от 0 до 9», «0-9» и т.д.), а также множество изображений карт США и различного рода мишеней. Все эти символы являются частью обычного мира, но в повседневной жизни обывателю свойственно игнорировать их форму, обращая внимание лишь на то, что они «значат» в различных своих комбинациях. Крайне редко ставится под сомнение значимость одной цифры или буквы, также как редко кто-то говорит о самой форме флага или карты. Джонс, очевидно, игнорирует вопросы, связанные с тем, как отдельные буквы или цифры взаимодействуют друг с другом, создавая язык и смысл. В своей ранней работе «Серые числа», например, он отдает все пространство холста под сетку заполненную цифрами. Цифры нарисованы по трафарету, каждая в своей клеточке на всем протяжении картины за исключением левого верхнего прямоугольника. Они выстроены в определенной последовательности, но привлекает внимание не смысл каждого числа, а форма, структура, порядок, который создает непосредственно художник.





В середине 60-х годов Джаспер Джонс занялся скульптурой. Здесь так же нельзя еще раз не упомянуть о противостоянии абстрактного экспрессионизма и поп-арта. Дело в том, что одну из своих наиболее известных скульптур – две банки из-под пива («Ale cans», 1964) – художник сделал в ответ на едкое замечание Виллема де Кунинга по поводу профессиональной деятельности галериста Лео Кастелли, сводящееся к тому, что последний купит даже банки из-под пива, если сказать, что это поп-арт.

Скульптуры Джаспера Джонса в большинстве своем изображают бытовые предметы (фонарик, лампочка, банки из-под пива) сделанные в бронзе. Про смысловую нагрузку данных работ можно сказать все то, что уже было написано про «Флаг» и другие произведения Джонса. Здесь мы видим игру с бытовыми предметами, возвращение от абстракционизма к фигуративизму, некое послание зрителю, который устал от непонятных абстракций, сводящиеся к тому, что если вам не нужны непонятные фантазийные «узоры», то можете полюбоваться на знакомые всем и каждому предметы, например, на пустые банки эля. Несколько выделяется скульптура "Взор критика" (1964). Данная работа представляет собой метафору на работу арт-критика.

В 80-х годах Джонс начал создавать коллажи, тематика которых также затрагивала проблему смысловой наполненности привычных символов и знаков, которые группируются в жизни обывателя, не имея никакого «настоящего», изначального общего знаменателя, кроме непосредственно того человека, в голове которого все они имеют какой-то смысл и что-то значат. Вырванные из общего культурного дискурса, различные знаки вновь собираются вместе уже в частной жизни человека и, разумеется, начинают что-то в ней значить, но речь при этом идет уже не об изначальных объектах или даже идеях, а об симулякрах – копиях без оригинала.

После окончательного разрыва с Раушенбергом Джаспер Джонс стал все более и более стремиться к уединению. С 90-х годов он почти не давал интервью, но все-таки продолжал контактировать с несколькими избранными деятелями арт мира и время от времени выставлять свои новые работы. В августе 2013 года Джаспер Джонс вновь попал в заголовки газет после того, как его помощник Джеймс Майер, работавший у него с 1988 по 2012 год, был обвинен в краже недописанных картин мастера на общую сумму в шесть с половиной миллионов долларов. Сам Джонс запретил продавать данные работы, но Мейер скрылся с 22 произведениями из студии художника в Шароне, штат Коннектикут, чтобы продать их через неустановленного человека в галерее в Нью-Йорке, утверждая, что все это были подарки от Джонса. Джонс не стал комментировать кражу, но обратился в полицию вскоре после обнаружения недостающих работ.

В настоящее время Джаспер Джонс живет между своими студиями в Шароне (штат Коннектикут), куда он переехал в 1990-е годы, и студией на острове Сент-Мартин.



Работы Джаспера Джонса:


Просмотреть в режиме слайд-шоу


Современное искусство. Джаспер Джонс. Флаг. Классический поп-арт. Неодада
"Флаг", 1954-1955



Современное искусство. Джаспер Джонс. Зеленая мишень
"Зеленая мишень", 1955









Современное искусство. Джаспер Джонс. Фальстарт
"Фальстарт", 1959







Современное искусство. Джаспер Джонс. Край Земли
"Край Земли", 1963




Современное искусство. Джаспер Джонс. Перископ
"Перископ", 1963


Современное искусство. Джаспер Джонс. Скачущие мысли
"Скачущие мысли", 1983



Современное искусство. Джаспер Джонс. Времена года (лето)
"Времена года (лето)", 1987



Современное искусство. Джаспер Джонс. Две банки из под пива. Скульптура. Ale cans
"Ale cans", 1964




Современное искусство. Джаспер Джонс. Белый флаг
"Белый флаг", 1955




Современное искусство. Джаспер Джонс. Серые числа
"Серые числа", 1958





Современное искусство. Джаспер Джонс. Вешалка
"Вешалка", 1960






Современное искусство. Джаспер Джонс. От 0 до 9
"От 0 до 9", 1961





Современное искусство. Джаспер Джонс. Scent
"Scent", 1973-74











Современное искусство. Джаспер Джонс. Опасная ночь
"Опасная ночь", 1982



Современное искусство. Джаспер Джонс. Чревовещатель
"Чревовещатель", 1983



Современное искусство. Джаспер Джонс. The Critic Sees. Взор критика. Скульптура
"Взор критика", 1964




Современное искусство. Джаспер Джонс. Три флага
"Три флага", 1958



Современное искусство. Джаспер Джонс. Мишень с четырьмя лицами
"Мишень с четырьмя лицами", 1958






Современное искусство. Джаспер Джонс. 0-9
"0-9", 1960














Современное искусство. Джаспер Джонс. Карта
"Карта", 1961













Современное искусство. Джаспер Джонс. Труп и зеркало II
"Труп и зеркало II", 1974-75










Современное искусство. Джаспер Джонс. Плачущие женщины
"Плачущие женщины", 1975







Современное искусство. Джаспер Джонс. Фрагмент письма
"Фрагмент письма", 2009







Современное искусство. Джаспер Джонс. Фонарик. Скульптура
"Фонарик", 1958























Добавить комментарий:

















© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров