«Ваше лицо принадлежит другим людям. Это одна из причин, почему я до сих пор пишу портреты без каких-либо признаков скуки. Пейзаж и портрет - это то, как сказали бы модернисты, что более делать нельзя. Но, вообще, и это делать можно в наше время, все сейчас открыто и возможно. Пейзажная и портретная живопись будут существовать вечно. Я вот потратил 10 лет жизни на пейзажи Йоркшира; я не мог бы такого предсказать в начале своей карьеры»
Дэвид Хокни (англ. David Hockney, р. 1937) - современный британский, американский художник, теоретик искусства.
Биография, творчество
Дэвид Хокни родился 9 июля 1937 года в г. Брэдфорд, Великобритания. Будущий художник был четвертым ребенком из пяти в семье Лауры и Кеннета Хокни. Рисовать начал рано. В школе создавал комиксы для местной газеты. Отец Дэвида был художником-любителем, который рисовал почти всю свою жизнь и, работая бухгалтером, посещал курсы в художественной школе. Дэвид также вспоминал, что его отец был настоящим дэнди во всем, что касается одежды. Кроме того, известно, что Кеннет Хокни был пацифистом и на этом основании стал т.н. "отказником совести" в годы второй мировой войны. Мать Дэвида Хокни - Лаура Хокни - была методисткой, вегетарианкой (что было редкостью в то время) и воспитывала детей в религиозном духе.
Дэвид Хокни окончил Школу искусств Брэдфорда (1953-58) и Королевский колледж искусств в Лондоне (1959-62). Как и отец, он отказался служить в армии и в 1957-59 гг. работал санитаром в нескольких госпиталях. В колледже, по воспоминаниям Хокни, он чувствовал себя на своем месте. Здесь он познакомился со многими художниками, среди которых был и Рон Б. Китай. В 1960 году вместе с Питером Блэйком принял участие в знаковой для британского поп-арта выставке Young Contemporaries. В свой выпускной год Хокни отказался писать дипломную работу, заявив, что художника можно оценивать только по его художественным работам. Администрация королевского колледжа пригрозила, что не выдаст ему диплом об окончании учебного заведения и в знак протеста Хокни создал скетч The Diploma. Впрочем, учитывая растущую уже в то время популярность Хокни, после скандала, вызванного этим инцидентом, художник все-таки получил диплом.
В 1964 году Дэвид Хокни переехал в Лос-Анджелес. Здесь он начал активно изображать бассейны и души, которые на долгое время стали визитной карточкой художника. В это же время Хокни увлекся фотографией и начал использовать полароидные снимки в качестве набросков для будущих картин. Кроме того, тогда же художник начал часто изображать мужское тело и, являясь геем, принял решение не скрывать это, т.к. "художник должен быть честным".
В 1968 году Дэвид Хокни вернулся в Лондон. В 1973-75 гг. жил в Париже. В 1974 году начал встречаться с Грегори Эвансом, который был его партнером на протяжении следующих 10 лет. В 1976 году они вместе вернулись в США. В 1979 году Хокни содействовал в создании Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, став таким образом одним из его основателей.
В 80-х годах Дэвид Хокни разработал авторскую технику, создавая своеобразные фотоколлажи, которые сам называл «joiners» (англ. столяры). На первом этапе работы художник делал множество полароидных снимков одного и того же объекта. Затем он разрезал их на куски и воссоздавал первоначальное изображение уже в виде коллажа. Иногда фотографии могли делаться в разное время или немного с разного ракурса, что создает у зрителя ощущение "динамики изменения" изображения. Данная идея пришла в голову к Хокни случайно. Дело в том, что многие американские фотографы в конце 60-х годов активно использовали камеры с широкоугольными объективами. Хокни не очень нравились такие фотографии, т.к. они выглядели, на его взгляд, несколько искаженными, но во время работы над очередной картиной художник сделал несколько фотографий своей гостинной такой камерой и позднее склеил фрагменты снимков вместе, не пытаясь, однако, получить единую композицию. Вернувшись к полученной "работе" позднее, Хокни заметил, что изображение как бы проводит зрителя по комнате, показывая её с разных сторон. Работы Хокни выполненные в данной технике иногда сравнивают с кубизмом, учитывая интерес художника к данному направлению.
В 1985 году Дэвид Хокни сотрудничал с журналом Vogue. Для оформления обложки он создал портрет Селии Биртвел в стиле кубизм. На страницах журнала были опубликованы некоторые фотоколлажи художника.
В 90-е годы Хокни начинает часто ездить в Йоркшир, где живет его мать. Он возвращался в Англию примерно каждые три месяца, но редко оставался более, чем на две неделе. Мать художника умерла в 1999 году.
Дэвид Хокни никогда не переставал писать картин. Тем не менее, в 80-х годах особой популярностью пользовались его фотоработы различного рода. В 90-х художник "вернулся" к живописи. В 1989-90 Хокни создал множество изображений волн. Начиная с 1990 года он написал ряд картин, которые условно можно объединить в серию VN Painting (от “very new”, "очень новая живопись"). Кроме того, художник писал пейзажи Йоркшира, Большого каньона и других мест, в которых часто бывал. С сентября 1993 года Хокни начал делать зарисовки, а позже и писать картины, изображающие двух любимых собак художника. В 1998 году вышла книга "Dog days", в которую были включены многие (но не все) картины из данного цикла.
В 1995 году Хокни по заказу BMW разработал дизайн для BMW 850 CSi в рамках проекта BMW Art Car.
Большинство картин Хокни написаны маслом. В 2004-05 гг. художник активно упражнялся в рисовании акварелью. С 2009 года создал более сотни картин при помощи iPhone и IPad, большинство из которых разослал при помощи Интернета своим друзьям. Позднее эти картины составили выставку художника в Королевском музее Онтарио в Торонто (работы демонстрировались на 25 IPADах и 20 плеерах). В 2011-12 гг. также при помощи IPad разработал занавес для Венской государственной оперы размером 176 кв. метров. Также в 2011 году отказался писать портрет королевы Великобритании Елизаветы II, заявив, что предпочитает работать с людьми, которых знает лично.
В ноябре 2011 года по заказу The Other Art Fair был проведен опрос среди современных британских скульпторов и художников (всего 1000 деятелей современного искусства) и Хокни был объявлен "самым влиятельным художником Великобритании всех времен".
В ноябре 2016 года было объявлено, что Дэвид Хокни станет автором нового 6-метрового витража Вестминстерского аббатства.
Гипотеза Хокни-Фалько
В 2001 году Дэвид Хокни выдвинут теорию, которая впоследствии получила название гипотеза Хокни-Фалько (Чарльз М. Фалько - физик, специалист в области оптики тонких пленок). Суть гипотезы была в том, что прогресс в реалистичности изображения, достигнутый в западноевропейской живописи с началом эпохи Ренессанса (например, в ранней нидерландской живописи) не связан с развитием живописи и мастерства художников, а вызван техническим прогрессом, появлением таких оптических инструментов, как камера-обскура, камера-люцида и сферические зеркала. Хокни опубликовал книгу «Тайное знание: восстановление утраченных техник старых мастеров» (англ. Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters, 2001). Гипотеза Хокни-Фалько вызвала резонанс и обширные дискуссии среди искусствоведов и историков науки, однако, надо сказать, большинство специалистов приняло её критически. В 2003 году в г. Гент, Бельгия прошла конференция, на которой независимые эксперты пытались взвесить все доводы "за" и "против". Идеи Хокни не получили широкой поддержки и т.о. гипотеза остается гипотезой. Однако, необходимо отметить, что и в настоящее время нельзя однозначно сказать, что гипотеза Хокни-Фалько полностью отвергнута.