Дэвид Хокни (англ. David Hockney) - современный британский, американский художник, теоретик искусства

«Ваше лицо принадлежит другим людям. Это одна из причин, почему я до сих пор пишу портреты без каких-либо признаков скуки. Пейзаж и портрет - это то, как сказали бы модернисты, что более делать нельзя. Но, вообще, и это делать можно в наше время, все сейчас открыто и возможно. Пейзажная и портретная живопись будут существовать вечно. Я вот потратил 10 лет жизни на пейзажи Йоркшира; я не мог бы такого предсказать в начале своей карьеры»


Дэвид Хокни, из интервью для The Telegraph от 23 апреля 2016


Дэвид Хокни (англ. David Hockney, р. 1937) - современный британский, американский художник, теоретик искусства.


Биография, творчество

Дэвид Хокни родился 9 июля 1937 года в г. Брэдфорд, Великобритания. Будущий художник был четвертым ребенком из пяти в семье Лауры и Кеннета Хокни. Рисовать начал рано. В школе создавал комиксы для местной газеты. Отец Дэвида был художником-любителем, который рисовал почти всю свою жизнь и, работая бухгалтером, посещал курсы в художественной школе. Дэвид также вспоминал, что его отец был настоящим дэнди во всем, что касается одежды. Кроме того, известно, что Кеннет Хокни был пацифистом и на этом основании стал т.н. "отказником совести" в годы второй мировой войны. Мать Дэвида Хокни - Лаура Хокни - была методисткой, вегетарианкой (что было редкостью в то время) и воспитывала детей в религиозном духе.

Дэвид Хокни окончил Школу искусств Брэдфорда (1953-58) и Королевский колледж искусств в Лондоне (1959-62). Как и отец, он отказался служить в армии и в 1957-59 гг. работал санитаром в нескольких госпиталях. В колледже, по воспоминаниям Хокни, он чувствовал себя на своем месте. Здесь он познакомился со многими художниками, среди которых был и Рон Б. Китай. В 1960 году вместе с Питером Блэйком принял участие в знаковой для британского поп-арта выставке Young Contemporaries. В свой выпускной год Хокни отказался писать дипломную работу, заявив, что художника можно оценивать только по его художественным работам. Администрация королевского колледжа пригрозила, что не выдаст ему диплом об окончании учебного заведения и в знак протеста Хокни создал скетч The Diploma. Впрочем, учитывая растущую уже в то время популярность Хокни, после скандала, вызванного этим инцидентом, художник все-таки получил диплом.

В 1964 году Дэвид Хокни переехал в Лос-Анджелес. Здесь он начал активно изображать бассейны и души, которые на долгое время стали визитной карточкой художника. В это же время Хокни увлекся фотографией и начал использовать полароидные снимки в качестве набросков для будущих картин. Кроме того, тогда же художник начал часто изображать мужское тело и, являясь геем, принял решение не скрывать это, т.к. "художник должен быть честным".

В 1968 году Дэвид Хокни вернулся в Лондон. В 1973-75 гг. жил в Париже. В 1974 году начал встречаться с Грегори Эвансом, который был его партнером на протяжении следующих 10 лет. В 1976 году они вместе вернулись в США. В 1979 году Хокни содействовал в создании Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, став таким образом одним из его основателей.

В 80-х годах Дэвид Хокни разработал авторскую технику, создавая своеобразные фотоколлажи, которые сам называл «joiners» (англ. столяры). На первом этапе работы художник делал множество полароидных снимков одного и того же объекта. Затем он разрезал их на куски и воссоздавал первоначальное изображение уже в виде коллажа. Иногда фотографии могли делаться в разное время или немного с разного ракурса, что создает у зрителя ощущение "динамики изменения" изображения. Данная идея пришла в голову к Хокни случайно. Дело в том, что многие американские фотографы в конце 60-х годов активно использовали камеры с широкоугольными объективами. Хокни не очень нравились такие фотографии, т.к. они выглядели, на его взгляд, несколько искаженными, но во время работы над очередной картиной художник сделал несколько фотографий своей гостинной такой камерой и позднее склеил фрагменты снимков вместе, не пытаясь, однако, получить единую композицию. Вернувшись к полученной "работе" позднее, Хокни заметил, что изображение как бы проводит зрителя по комнате, показывая её с разных сторон. Работы Хокни выполненные в данной технике иногда сравнивают с кубизмом, учитывая интерес художника к данному направлению.

В 1985 году Дэвид Хокни сотрудничал с журналом Vogue. Для оформления обложки он создал портрет Селии Биртвел в стиле кубизм. На страницах журнала были опубликованы некоторые фотоколлажи художника.

В 90-е годы Хокни начинает часто ездить в Йоркшир, где живет его мать. Он возвращался в Англию примерно каждые три месяца, но редко оставался более, чем на две неделе. Мать художника умерла в 1999 году.

Дэвид Хокни никогда не переставал писать картин. Тем не менее, в 80-х годах особой популярностью пользовались его фотоработы различного рода. В 90-х художник "вернулся" к живописи. В 1989-90 Хокни создал множество изображений волн. Начиная с 1990 года он написал ряд картин, которые условно можно объединить в серию VN Painting (от “very new”, "очень новая живопись"). Кроме того, художник писал пейзажи Йоркшира, Большого каньона и других мест, в которых часто бывал. С сентября 1993 года Хокни начал делать зарисовки, а позже и писать картины, изображающие двух любимых собак художника. В 1998 году вышла книга "Dog days", в которую были включены многие (но не все) картины из данного цикла.

В 1995 году Хокни по заказу BMW разработал дизайн для BMW 850 CSi в рамках проекта BMW Art Car.

В 2001 году Дэвид Хокни выдвинут теорию, которая впоследствии получила название гипотеза Хокни-Фалько (Чарльз М. Фалько - физик, специалист в области оптики тонких пленок). Суть гипотезы была в том, что прогресс в реалистичности изображения, достигнутый в западноевропейской живописи с началом эпохи Ренессанса (например, в ранней нидерландской живописи) не связан с развитием живописи и мастерства художников, а вызван техническим прогрессом, появлением таких оптических инструментов, как камера-обскура, камера-люцида и сферические зеркала. Хокни опубликовал книгу «Тайное знание: восстановление утраченных техник старых мастеров» (англ. Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters, 2001). Гипотеза Хокни-Фалько вызвала резонанс и обширные дискуссии среди искусствоведов и историков науки, однако, надо сказать, большинство специалистов приняло её критически. В 2003 году в г. Гент, Бельгия прошла конференция, на которой независимые эксперты пытались взвесить все доводы "за" и "против". Идеи Хокни не получили широкой поддержки и т.о. гипотеза остается гипотезой. Однако, необходимо отметить, что и в настоящее время нельзя однозначно сказать, что гипотеза Хокни-Фалько полностью отвергнута.

Большинство картин Хокни написаны маслом. В 2004-05 гг. художник активно упражнялся в рисовании акварелью. С 2009 года создал более сотни картин при помощи iPhone и IPad, большинство из которых разослал при помощи Интернета своим друзьям. Позднее эти картины составили выставку художника в Королевском музее Онтарио в Торонто (работы демонстрировались на 25 IPADах и 20 плеерах). В 2011-12 гг. также при помощи IPad разработал занавес для Венской государственной оперы размером 176 кв. метров. Также в 2011 году отказался писать портрет королевы Великобритании Елизаветы II, заявив, что предпочитает работать с людьми, которых знает лично.

В ноябре 2011 года по заказу The Other Art Fair был проведен опрос среди современных британских скульпторов и художников (всего 1000 деятелей современного искусства) и Хокни был объявлен "самым влиятельным художником Великобритании всех времен".

В ноябре 2016 года было объявлено, что Дэвид Хокни станет автором нового 6-метрового витража Вестминстерского аббатства.

Картины Дэвида Хокни:



Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт. The Diploma, 1962. Дипломная работа Дэвида Хокни
The Diploma, 1962





Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт. Большой всплеск, 1967
Большой всплеск, 1967





Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт. Загорающий, 1966
Загорающий, 1966





Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Кристофер Ишервуд и Дон Бакарди, 1968
Кристофер Ишервуд и Дон Бакарди, 1968







«Joiners» (Фотоколлажи):

Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Фотоколлаж. Шоссе Пирблоссом, 11-18 апреля 1986, 1986
Шоссе Пирблоссом, 11-18 апреля 1986





Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Фотоколлаж. Грегори в бассейне, 1982
Грегори в бассейне, 1982






Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Фотоколлаж. Автопортрет
Автопортрет







Для Vogue Paris, 1985:

Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Обложка Vogue в стиле кубизм, 1985




Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Волна. Картина, живопись. Большая волна, 1989
Большая волна, 1989



VN Painting ("очень новая живопись"):

Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. VN Painting очень новая живопись








Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт. Вертикальные собаки
"Вертикальные собаки"


Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Собака. Картина




BMW Art Car, 1995:

Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. BMW Art Car, 1995









Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. 30 подсолнухов, 1996
"30 подсолнухов", 1996





Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Большой каньон, 1998
"Большой каньон", 1998





Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Стена у гостевого домика, 2000. Картина
Стена у гостевого домика, 2000




Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Тарелка на обложке журнала The New Yorker, 2010
"Тарелка" на обложке журнала The New Yorker, 2010








Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Три дерева недалеко от Тиксендэйла, лето 2007
"Три дерева недалеко от Тиксендэйла, лето 2007"






Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Обнаженная (Тереза Расселл)
"Обнаженная" (Тереза Расселл)




Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Занавес в Венской опере, 2011-12
Занавес в Венской опере, 2011-12






Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Инсталляция Стул, 2015
Инсталляция "Стул", 2015


Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт. Автопортрет, 1959
Автопортрет, 1959





Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт. We Two Boys Together Clinging - Два сцепившихся мальчишки, 1996
Два сцепившихся мальчишки, 1996







Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт. Домашняя сцена, 1963
Домашняя сцена, 1963





Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт. Американские коллекционеры (Фред и Марсия Вайсман), 1968
Американские коллекционеры (Фред и Марсия Вайсман), 1968









Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Фотоколлаж. Натюрморт с голубой гитарой, 1982
Натюрморт с голубой гитарой, 1982




Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Фотоколлаж. Стол, 1 июля 1984
Стол, 1 июля 1984








Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт















Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Для Vogue Paris, 1985








Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Волна. Картина, живопись. Волна, 1990
"Волна", 1990






Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. VN Painting очень новая живопись
"The Twenty Fourth V.N. Painting"








Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт. Горизонтальные собаки
"Горизонтальные собаки"



Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Собака. Картина








Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. BMW Art Car, 1995






Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Следмере, 1997
"Следмере", 1997





Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Winter Timber, 2009
"Winter Timber", 2009




Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Большие деревья под Вартером, зима, 2007. Картина
Большие деревья под Вартером, зима, 2007



Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Без названия
Без названия





Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Лес. Картина
"Лес"




Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Красные горшки в саду
"Красные горшки в саду"








Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Весна, картина
Весна






Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Картина


Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт. Фикус и скелет, 1959-60
Фикус и скелет, 1959-60








Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт. Питер выбирается из бассейна Ника, 1966
Питер выбирается из бассейна Ника, 1966




Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт. Полив лужайки, 1967
Полив лужайки, 1967





Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт. Мистер и миссис Кларк и Перси, 1970-71
Мистер и миссис Кларк и Перси, 1970-71







Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Фотоколлаж. Патрик Проктор, студия Пембрук, Лондон, 7 мая 1982
Патрик Проктор, студия Пембрук, Лондон, 7 мая 1982



Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Фотоколлаж. Мама, 1985
Мама, 1985









Дэвид Хокни (David Hockney). Для Vogue Paris, 1985









Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Волна. Картина, живопись. Растущая волна, 1989
"Растущая волна", 1989







Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. VN Painting очень новая живопись
"The Twelfth V.N. Painting"








Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Поп-арт. Собаки картины




Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Собака. Картина








Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. BMW Art Car, 1995











Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Северный Йоркшир, 1997
"Северный Йоркшир", 1997




Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. The Maelstrom Bodo, 2002
"The Maelstrom Bodo", 2002





Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Большие деревья под Вартером, 2007. Картина
"Большие деревья под Вартером", 2007









Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Три дерева недалеко от Тиксендэйла, зима 2007
"Три дерева недалеко от Тиксендэйла, зима 2007"












Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. iPad живопись. Картина
"iPad"

Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Деревья. Картина
"Деревья"






Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Танцоры, картина
Танцоры






Дэвид Хокни (David Hockney). Современное искусство США, Англии. Картина





Добавить комментарий:





Вам также может быть интересно


Люсьен Майкл Фрейд, 1922-2011 - британский художник-фигуративист, известный своими портретами и обнаженной натурой


Маттиас Вайшер, р. 1973 – современный немецкий художник. Представитель Новой лейпцигской школы


Ванесса Бикрофт, р. 1969 – современная итальянская художница, известная своими перформансами с использованием обнаженный моделей






© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров