Кароли Шниманн (Carolee Schneemann, р. 1939) - современная американская художница. Яркая представительница феминистского искусства 60-х - 70-х годов. Лауреат специальной награды Каннского кинофестиваля (1969), а также премии Золотой лев Венецианской биеннале (2017). Фото

«Наша культура соразмерна нашей телесности и здесь нам многое надо пересмотреть. Сейчас тело воспринимается через призму спортивных образов или просто откровенной порнографии, что касается женского пола. У мужчин та же проблема: мачо-милитаризм затмевает мужественность. Так что культурная среда полностью разбалансирована в плане справедливости, разнообразия, обмена опытом... Это вызывает дискомфорт»


Кароли Шниманн, из интервью Колину Фицджиббону (Coleen Fitzgibbon) для BOMB Magazine, лето 2015


Внимание! Информация не предназначена для просмотра лицами моложе 18 лет!

Кароли Шниманн (иногда Кароли Шнееман, англ. Carolee Schneemann, р. 1939) - современная американская художница, фотограф, автор перфомансов и инсталляций. Яркая представительница феминистского искусства 60-х - 70-х годов. Лауреат специальной награды секции Directors’ Fortnight (рус. "Двухнедельника Режиссёров") Каннского кинофестиваля (1969), а также премии «Золотой лев» Венецианской биеннале (2017).


Биография, творчество

Кароли Шниманн родилась 12 октября 1939 года в г. Фокс Чейз, Пенсильвания, США. Рисовать начала рано. Уже в возрасте четырех лет девочка удивляла окружающих рисунками, в которых чувствовались свободное отношение к человеческому телу и тема сексуальности, которая в будущем стала одной из основных в творчестве художницы. Семья относилась к увлечениям Кароли лояльно, что сама она связывала с работой своего отца: он был сельским врачом и часто наблюдал человеческие тела в разной степени травмированности. Друзья детства описывали юную Кароли Шниманн как "сумасшедшую пантеистку", которая всегда видела в природе нечто божественное.

После окончания школы Кароли Шниманн получила полную стипендию в Нью-Йоркском колледже Бард (Bard College). В её семье до этого никто не оканчивал высших учебных заведений и на момент поступления её отец был против того, чтобы Кароли получала художественное образование. Будучи студенткой колледжа Бард, Шниманн продолжила интересоваться вопросами сексуальности и гендерной идентичности, она также выступала в роли обнаженной модели. Во время каникул в 1955 Шниманн познакомилась с музыкантом Джеймсом Тенни, с которым она встречалась вплоть до 1968 года. После получения диплома в колледже Бард Шниманн также окончила Иллинойсский университет в Урбане-Шампейне.

Свою арт-карьеру Кароли Шниманн начала в конце 50-х годов и в первое время её внимание было приковано к живописи. Ряд критиков отмечали, что ранние картины художницы написаны под влиянием экспрессионизма и неодадаизма. Кроме того, на художницу в этот период сильное влияние оказывало творчество Роберта Раушенберга. Саму атмосферу в арт-мире того времени Шниманн описывает как женоненавистническую, при этом другие женщины художницы по её мнению в то время были плохо осведомлены о собственных телах и пытались в большей степени либо подражать художникам мужчинам, либо наоборот максимально дистанцироваться от всей прошлой "мужской" истории искусства. Т.о. почти с самого начала своей карьеры (еще до т.н. Второй волны феминизма) Кароли Шниманн начала говорить о проблемах женщин и о необходимости женского самоопределения в культуре и искусстве. В настоящее время её считают представительницей "художниц-феминисток первой волны". Совместно с Мэри Бет Эделсон, Рэйчел Розенталь и Джуди Чикаго она составила группу, которую в 70-х годах начали условно называть Феминистское арт-движение (Feminist art movement).

В 1962 году Джеймс Тенни получил должность экспериментального композитора при Лаборатории Белла и Кароли Шниманн переехала вслед за своим молодым человеком из Иллинойса в Нью-Йорк. Здесь она быстро познакомилась со многими крупными художниками того времени и даже принимала участие в перфомансах Класа Олденбурга Store Days (1962) и Роберта Морриса Site (1964, здесь она играла Олимпию с картины Эдуарда Мане). Кроме того, она снялась в экспериментальном фильме Стэна Вандербика "Рождение американского флага" (Birth of the American Flag, 1965). Художница была лично знакома со многими нью-йоркскими музыкантами и композиторами 1960-х годов, в том числе с Джорджем Брехтом, Малкольмом Гольдштейном, Филиппом Глассом, Терри Райли и Стивом Райхом. В живописи она отдавала предпочтение абстрактному экспрессионизму и особенно интересовалась работой Виллема де Кунинга. Тем не менее, несмотря на широкий круг знакомств в арт-мире, живопись самой Кароли Шниманн не вызвала интереса у арт-дилеров Нью-Йорка. Примерно в это время художница начала постепенно использовать в своих работах собственное тело и первое признание пришло со стороны друзей художницы из поэтического сообщества. В книге "Imaging Her Erotics: Essays, Interviews, Projects" Кароли Шниманн вспоминает: "Когда я переехала в Нью-Йорк, я подрабатывала моделью для художников. Я лежала голая и слушала всех этих ужасных людей, большинство из которых действительно разрушали своих учеников. Я слушала как они всячески пытались предостеречь их от того, чтобы казаться глупыми (...) Арт-мир всегда был смущен и зажат и первую серьезную поддержку я нашла у своих друзей-поэтов: Роберта Келли, Клейтона Эшлмана, Джерома Ротенберга, Дэвида Антина и Пола Блэкберна. Это было интересно. У нас состоялся последовательный разговор и мы нашли общую связку: тело это основа и для языка, и для изображения". В соавторстве с Робертом Келли Кароли Шниманн даже опубликовала книгу под названием The Book of Persephone (художница работала над визуальной частью).

Одной из центральных работ этого периода можно считать серию "Eye Body" (1963). Здесь художница окрасила свое тело и внедрила его в созданное ею при помощи самых разных средств (блесток, битых зеркал, красок, зонтов, растений и др.) пространство, создав таким образом первобытные, конфронтационные, беззастенчиво эротичные изображения. Данная работа чаще всего воспринимается как пример феминистского искусства, т.к. здесь тело женщины использовано ею самой для выражения собственных мыслей и чувств в крайне нетривиальной для того времени, экспрессивной форме. В описании к данной серии Кароли Шниманн заявила: "Покрытое краской, жиром, мелом, канатами, пластиком, я объявляю свое тело территорией визуального. Я не только создаю изображения, но и исследую эстетическое значение плоти как материала, с которым я предпочитаю работать. Тело может оставаться эротичным, сексуальным, желанным, желающим, но у него так же есть и предначертание: метка, запись, сделанная мазками, отчаянный жест моей творческой женской воли". Данная работа оказала влияние на современников и неоднократно цитировалась в различном виде в последующие годы.

В 1964 году Кароли Шниманн представила публике пьесу "Meat Joy". Пьеса впервые демонстрировалась на фестивале De la Libre Expression в Париже, а затем была записана на видео и запечатлена на фотографиях в исполнении группы Kinetic Theatre в Мемориальной церкви Джадсона. В рамках спектакля восьми частично обнаженных людей танцуют и играют с различными предметами (в том числе с красками, колбасой, сырой рыбой, обрывками бумаги и сырыми цыплятами). Сама художница описывает пьесу как «эротический обряд», дионисийское «чествование плоти как материала». Иногда данную работу относят к концептуальному искусству, аргументируя это тем, что исполнению здесь уделялось значительно меньше внимания, чем самой идеи, а большую часть спектакля актеры импровизировали.

В 1964 Кароли Шниманн начала работу над фильмом Fuses, который оказал значительное влияние на феминистское художественное движение 1960-х - 1970-х годов и стал первым фильмом в автобиографической трилогии Кароли Шниманн. Работа была закончена к 1967 году. Фильм снят на 16мм камеру Bolex. На протяжении всей картины Шниманн занимается сексом со своим тогдашним бойфрендом Джеймсом Тенни. Три года работы были потрачены на монтаж, который в данном случае можно считать исключительно экспериментальным. Сама художница говорила, что ей интересно, какова разница между тем, как сама женщина изображает собственные половые акты и обычной порнографией или классическим "мужским" искусством. Кроме того, Шниманн утверждала, что на данную работу её вдохновили три фильма Стэна Брэкиджа: Loving (1957), Cat's Cradle (1959) и Window Water Baby Moving (1959). Шниманн начала показывать фильм своим современникам еще в 1965 и 1966 годах, когда работала не была завершена. В основном она получала позитивные отзывы, хотя некоторые критики описывали картину как "нарциссический эксгибиционизм" и "потворство собственным слабостям". В 1969 году фильм Fuses был удостоен специальной награды секции Directors’ Fortnight (рус. "Двухнедельника Режиссёров") Каннского кинофестиваля. Энди Уорхол отметил, что Шниманн должна была отвезти этот фильм в Голливуд. В последующие годы картину начали относить к "прото-феминисткому" искусству. Сама художница говорила, что данным фильмом пренебрегли феминистские историки кино, т.к. здесь им не хватало фетишизма и объективизации женского тела, тогда как сама тема и сексуальность фильма переопределили его формальные и структурные аспекты для многих зрителей, сформировав у них неверные ожидания.

В 1968 году Кароли Шниманн начала работу над своим вторым фильмом Plumb Line (Шнуровой отвес - приспособление, состоящее из тонкой нити и грузика на конце её, позволяющее судить о правильном вертикальном положении поверхностей). Фильм начинается с кадров, на который запечатлен молодой мужчина, а на переднем плане, поверх его лица, висит упомянутое в названии приспособление (кадры с мужчиной в начале фильма вызвали неодобрение у феминистской публики). Сама картина также как и Fuses отличается экспрессивным монтажом. Саундтрек здесь состоит из музыки в различных жанрах, звуках сирены, различных шумов, мяуканья кошек ит.п.

В 1973-76 гг. Кароли Шниманн работала над перфомансом Up to and Including Her Limits. Здесь обнаженная художница рисовала на листах бумаги, будучи подвешенной над ними, используя при этом движения не столько рук, сколько всего своего тела. Данный перфоманс считается переосмыслением картин Виллема де Кунинга и Джексона Поллока и своеобразным ответом на Абстрактный экспрессионизм и живопись действия.

В 1974 году Кароли Шниманн опубликовала книгу "Cezanne, She Was a Great Painter", в которой среди прочего заявила, что использует обнаженное тело, чтобы разрушить табу, связанные "с живым человеческим телом", и показать, что "жизнь тела — куда более разнообразна и многозначительна, нежели признающийся обществом секс-негативизм". Книга переиздавалась в 1975 и 1976 годах, а фрагменты текста художница использовала в некоторых своих перфомансах. Так, в 1976 году в Ист-Хэмптон, а затем на кинофестивале Telluride в Колорадо Кароли Шниманн демонстрировала возможно свой самый знаменитый перфоманс Interior Scroll (рус. "Внутренний свисток"), в рамках которого читала фрагменты из вышеупомянутой книги. Считается, что на данную работу оказало значительное влияние арт-движение Флуксус, со многими представителями которого Шниманн была знакома лично. Сам перфоманс состоял из нескольких частей. Вначале художница выходила, раздевалась, садилась на стол и оставляла на своем теле полосы черной краски. Несколько раз она меняла позы, которые обычно принимала будучи моделью для других художников, и одновременно с этим читала выдержки из своей книги. Затем Шнееманн бросала книгу, медленно извлекала длинный скрученный свиток из своей промежности и вслух прочитывала содержание свитка, которое обыгрывало и разоблачало сексистские стереотипы. Считается, что Interior Scroll значительно повлиял на феминистское искусство XX века и наряду со "Званным ужином" (Dinner Party) Джуди Чикаго лег в основу известного спектакля "Монологи вагины" (The Vagina Monologues).

В 1978 году Шниманн выпустила свой третий фильм Kitch's Last Meal (рус. "Последняя пища Китча"), который идейно и эстетически можно считать продолжением её предыдущих картин. Слово Китч здесь имеет два значения: общепринятое и личное. Дело в том, что Кароли Шниманн назвала Китчем своего кота, что неоднократно обыгрывалось в некоторых её работах, наиболее заметная из которых Kitch's Last Meal. Кот Китч жил у нее много лет и снимался во всех фильмах, которые позднее художница начала называть "автобиографической трилогией".

В 1980-х годах, по словам самой Кароли Шниманн, она перестала давать приемлемые ответы на многие феминистские запросы времени. В этот период художница в большей степени работала с уже созданным ею материалом. В 1983 году вышел её новый документальный фильм Fresh Blood: A Dream Morphology, в котором были собраны видеозаписи различных перфомансов 60-х - 70-х годов. В 1984 году в виде фильма были изданы несколько записей с исполнением перфоманса Up To And Including Her Limits в 1973-76. Также в 80-х она начинает создавать работы, которые сочетают в себе фотографию, живопись и текст (например, триптих Correspondence Course, 1980-83), а также различные инсталляции (например, War Mop, 1983). В 1993 году художница переосмыслила свой перфоманс 1976 года "Interior Scroll". Новая версия называлась "Interior Scroll - The Cave" и предполагала участие нескольких исполнительниц.

В 1994 году Кароли Шниманн представила публике мультимедийную инсталляцию Mortal Coils, которая была посвящена памяти 15 различных друзей и коллег художницы, умерших в течение 2 лет до этого (Alf Bold, John Cage, Frank Pileggi, John Caldwell, Lejaren Hiller, Derek Jarman, Juan Downey, Margorie Keller, Barbara Lehmann, Peter Moore, Charlotte Moorman, David Rattray, Joe Jones, Paul Sharits, Hannah Wilke).

В декабре 2001 года Кароли Шниманн представила свою новую работу Terminal Velocity. Работа посвящена жертвам терракта 11 сентября в Нью-Йорке. В последующие годы художница продолжила развивать тему насилия и жертв террактов и войн. Наиболее заметной работой здесь можно считать инсталляцию Devour (2007), в которой для создания контраста Шниманн использовала кадры как обычной, мирной жизни современной Америки, так и кадры, на который запечатлены последствия войн XXI века.

В 2017 году Кароли Шниманн была удостоена премии «Золотой лев» на Венецианской биеннале за вклад в искусство.

Работы Кароли Шниманн (изображения увеличиваются при нажатии):

Фрагмент спектакля "Meat Joy" (1964)




Fuses (1967)


Summer (Honey Suckle), 1959. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Summer (Honey Suckle), 1959



Автопортрет, 1955. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Автопортрет, 1955



Site (перфоманс, автор Роберт Моррис, 1964):

Перфоманс, автор Роберт Моррис, 1964. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм






Обложка книги Роберта Келли The Book of Persephone (оформление: Кароли Шниманн). Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Обложка книги Роберта Келли "The Book of Persephone" (оформление: Кароли Шниманн)





One Window Is Clear - Notes to Lou Andreas Salome, 1965. Письмо Лу Андреас-Саломе (Letter to Lou Andreas Salome, 1965). Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
One Window Is Clear - Notes to Lou Andreas Salome, 1965




Up to and Including Her Limits, 1973-76:

Up to and Including Her Limits, 1973-76. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм






Interior Scroll, 1976:

Interior Scroll, 1976. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм








Кароли Шниманн и Энтони Макколл. Christmas card, 1971. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Кароли Шниманн и Энтони Макколл. Christmas card, 1971





Фрагмент Infinity kisses (1981-87). Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Infinity kisses, 1981-87 (Фрагмент)





Mortal Coils, 1994:

Mortal Coils, 1994. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм









Interior Scroll - The Cave, 1993. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Interior Scroll - The Cave, 1993



Fresh Blood - A Dream Morphology (перфоманс, арт-феминизм), 1981-1986. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство
Fresh Blood - A Dream Morphology, 1981-1986




Terminal Velocity, 2001 (памяти жертв 11 сентября 2001). Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Terminal Velocity, 2001




Diario Cada Dia, 2007:

Diario Cada Dia, 2007. Современная живопись Америки. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Fur Wheel, 1962. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Fur Wheel, 1962







Personae: JT and the 3 Kitchs, 1957. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Personae: JT and the 3 Kitchs, 1957












Перфоманс, автор Роберт Моррис, 1964. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм









Eye Body (серия фотографий), 1963. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Eye Body, 1963












Portrait Partials, 1970. Автопортрет Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Portrait Partials, 1970















Up to and Including Her Limits, 1973-76. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм







Interior Scroll, 1976. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм











Saw Over Want, 1980-82. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Saw Over Want, 1980-82












Infinity kisses, 1981-87. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Infinity kisses, 1981-87







Mortal Coils, 1994. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм













Venus Vector Vocabulary, 1990. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Venus Vector Vocabulary, 1990








Maquette for Venus Vectors, 1987. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Maquette for Venus Vectors, 1987







Caged Cats I (коллаж), 2005. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Caged Cats I, 2005











Diario Cada Dia, 2007. Современная живопись США. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм

Без названия (Four Fur Cutting Boards), 1963. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Без названия (Four Fur Cutting Boards), 1963










Water Light/Water Needle III, 1966. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Water Light/Water Needle III, 1966












Перфоманс, автор Роберт Моррис, 1964. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм








Eye Body, 1963. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Eye Body, 1963











Aggression for Couples, 1972. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Aggression for Couples, 1972


















Up to and Including Her Limits, 1973-76. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм








Interior Scroll, 1976. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм












Correspondence Course (триптих), 1980-83. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Correspondence Course (триптих), 1980-83















War Mop, 1983. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
War Mop, 1983











Mortal Coils, 1994. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм














Monday and Saturday (диптих), 1994. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Monday; and Saturday (диптих), 1994









Maquette for Venus Vectors, 1987. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Maquette for Venus Vectors, 1987







Devour (инсталляция), 2007. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм
Devour, 2007











Diario Cada Dia, 2007. Современная живопись США. Кароли Шниманн (Carolee Schneemann) - современная американская художница. Искусство США. Феминистское искусство, арт-феминизм





Добавить комментарий:





Вам также может быть интересно


Марина Абрамович, р. 1946 - современная художница из Югославии, получившая известность благодаря своим перфомансам. Бабушка перфоманса

Дженни Холзер, р. 1950 - американская концептуальная художница. Лауреат премии Золотой лев за лучший павильон на Венецианской биеннале 1990


Яёи Кусама, р. 1929 – японская художница. Получила известность как автор работ, содержащих многократное повторение одного и того же элемента. В 2008 году одна из её работ была продана за 5100000 долларов США, что является рекордом для художника-женщины






© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров