"Наблюдение это очень большая часть моей работы. Все работы, которые я сделал начинаются с наблюдения. Чаще всего я не воссоздаю найденную ситуацию, но ингредиенты берутся мною из очень конкретных наблюдаемых сцен".
Франсис Алис (англ. Francis Alys, р. 1959) - бельгийский художник-перформансист, лауреат премии Винсента (2008).
Биография
Франсис Алис родился в 1959 году, в Антверпене (Бельгия). По образованию архитектор. В 1986 году переехал в Мексику.
Творчество
Франсис Алис – художник-перфомансист. В своем творчестве он пытается создавать некую ситуацию в реальном мире, которая потом становится объектом для последующей демонстрации, съемки ит.д.
Например, большую известность получил его перфоманс под названием «Когда вера сдвигает горы» (см. ниже). В 2002 году, в пустыне Лима (Перу) 500 добровольцев с лопатами выстроились в одну линию и по команде начали движение с каждым своим шагом пересыпая песок. В результате за несколько часов одна из дюн Лимы сдвинулась на несколько сантиметров. После окончания акции был созданы короткометражный фильм, а также ряд фотографий и зарисовок.
Другим творением этого художника стала инсталляция под названием «Фабиола» («Fabiola») (см. ниже). На протяжении 15 лет Алис собирал самые разные изображения святой Фабиолы, большинство из которых были созданы художниками-любителями. Общим у этих картин было то, что все они отталкивались от картины Жан-Жака Эннера «Фабиола»,которая была представлена публике на парижском салоне 1885 года, но в настоящее время считается утерянной. В своей инсталляции Алис показал насколько многообразны могут быть различные интерпретации и насколько сильно они зависят от личности создающего их художника. Святая Фабиола жила в IV веке н.э. в Риме. Как она выглядела, разумеется, никто доподлинно не знает. Картина XIX века задает некую общую форму портрета (девушка, нарисована в профиль, в красном капюшоне), но и эта картина утрачена. Т.о. собранные Алисом портреты изображают одного и того же человека, в одной и той же позе, но при этом двух одинаковых изображений среди 300 работ нет. Некоторые картины представляют нам старую Фабиолу, некоторые – молодую девушку, где-то она улыбается, где-то смотрит строго, а, например, по количеству макияжа достаточно просто отличить изображение, сделанное в 60-х годах в США от изображение 50-х годов.
В рамках биеннале Манифеста 10 в Санкт-Петербурге Франсис Алис представил свой проект "Лада Копейка" ("Lada Kopeika") (См. ниже). Лада 1981 года выпуска была для молодого Алиса символом альтернативы буржуазной Европе. В 80-х годах он вместе с братом купил эту машину и планировал приехать на ней в Ленинград. Машина сломалась еще до того, как покинула территорию Бельгии, а нынешний проект уже немолодого художника это попытка вернуться в то время. Вместе со своим братом, спустя много лет он все-таки доехал до уже Санкт-Петербурга на Ладе Копейке (теперь, правда, 1977 года выпуска) и разбил вместе с иллюзиями юности в Большом дворе Зимнего Дворца.