«Я очень рано поймал себя на мысли, что к живописи применимо понятие «прогресс», что она прогрессирует. Не обязательно, что она становится лучше или хуже, но она меняется и изменения связанные с Сезанном это огромный шаг, переход от линейной перспективы к живописи ощущений»
Малкольм Морли (англ. Malcolm Morley, 1931-2018) – американский, английский художник. Получил широкую известность как художник-фотореалист. Лауреат премии Тернера 1984 года.
Биография, творчество
Малкольм Морли родился в Лондоне (Великобритания) в 1931 году. Во время Второй мировой войны его дом был уничтожен во время бомбардировки. После войны был арестован за кражу и провел три года в тюрьме, где и начал рисовать. После освобождения учился в школе искусств и ремесел (Camberwell School of Arts and Crafts) в Лондоне с 1952 по 1953 год, а позже поступил в Королевский Колледж Искусств (1954-1957), где учился вместе с Франком Ауэрбахом. В 1956 году побывал на выставке современного американского искусства в галереи Тейт, после чего начал создавать картины в жанре абстрактный экспрессионизм. В 1958 году Морли переехал в Нью-Йорк.
В США Морли не удалось добиться успеха как абстрактному экспрессионисту, но, тем не менее, он продолжал работать над своей техникой и посещать различные выставки. Т.к. в то время в США набирал обороты поп-арт можно предположить, что поворот от абстрактного экспрессионизма к фигуративной живописи произошел в случае с творчеством Морли именно под влиянием данного течения. В 1964 году художник впервые начал создавать картины, которые несколько лет спустя будут отнесены к новому жанру – фотореализму (сам Морли предпочитает термин «суперреализм», т.к. данный термин созвучен с супрематизмом (из интервью Дэвиду Эбони (David Ebony), 2011). В настоящее время Малкольм Морли зачастую рассматривается как предшественник фотореализма, чьи новаторские идеи в некотором смысле опережали время. Известно также, что Морли был знаком с Энди Уорхоллом и Барнеттом Ньюманом, а Сальвадор Дали высказывался о нем как об одном из наиболее значимых современных художниках и устраивал шоу в поддержку работ Морли.
Первые работы Морли после 1964 года представляют собой в основном изображения кораблей, которые он заимствовал из доступных ему в то время газет. В конце 60-х годов художник много экспериментировал над своим стилем, некоторые «приемы», которые он использовал (например, переворачивание холста и рисование картины вверх ногами) можно считать наследием абстрактного экспрессионизма. В начале 70-х годов тематика работ художника изменилась: теперь в его творчестве появились мотивы насилия, он все чаще рисовал сцены «в динамике» (самолеты, мотоциклисты, различные катастрофы и т.д.). Также, в 70-х годах в работы Морли начали «возвращаться» отдельные черты экспрессионизма. Он стал создавать коллажи, а позднее начал использовать свои старые рисунки, наброски и картины для создания новых работ.
Многие картины Малкольма Морли созданы по мотивам различных романов или фильмом. Так, например, коллаж "The Day of the Locust" («День саранчи») представляет собой отсылку к одноименному роману Натанаэла Уэста.
В 1984 году Малкольм Морли получил премию Тернера, став первым обладателем этой престижной награды (до 1984 года премия Тернера не вручалась).
В 90-х годах художник практически прекратил создавать коллажи и вернулся к «классическому» фотореализму. Являясь по мнению различных арт-критиков либо фотореалистом первой волны, либо предшественником фотореализма, Малкольм Морли, тем не менее, в конце XX века перешел на использование новой техники и поздние его картины во многом напоминают работы современных фотореалистов (например, Рафаэллы Спенс).
Своими любимыми художниками в ряде интервью Морли называл Веласкеса, Сезанна и Малевича.
Малкольм Морли был женат пять раз. В интервью Фонг Бую (англ. Phong Bui) в 2012 году он сказал: «я никогда не имел подруг, я всегда просто женился».
Малкольм Морли умер 2 июня 2018 года в Нью-Йорке, США.