«[Образы] приходят из жизни. Они входят в мою собственную жизнь и начинают ковыряться в ней.(…) Вы знаете, я думаю, на самом деле ночное небо пришло из работы с карандашом – нажимаешь на карандаш так сильно и начинаешь влюбляться в черный цвет. Океан пришел из прогулок со своей собакой на пляже и размышлениях об этой гигантской поверхности. Пустыня – я использовала её, чтобы просто бродить».
Вия Целминьш (иногда Вия Целминя, англ. Vija Celmins, р. 1938) – американская, латвийская художница, получившая широкую известность как представительница американского фотореализма.
Биография и творчество
Вия Целминьш родилась в Риге (Латвия) 25 октября 1938 года. В 1944 ее семья бежала в Восточную Германию и поселилась возле города Эсслинген-на-Неккаре (земля Баден-Вюртемберг). В 1948 они переехали в Нью-Йорк, а чуть позже в Индианаполис.
После переезда семьи в США Целминьш училась в Школе искусств Индианаполиса (1955-62) и регулярно приезжала в Нью-Йорк, чтобы увидеть работы абстрактных экспрессионистов. После участия в летней сессии Йельского университета в г. Нью-Хейвен в 1961 году, где она встретила сильное сообщество студентов и художников, Вия Целминьш решила стать художницей. В период с 1962 по 1965 гг. она посещала Калифорнийский Университет в Лос-Анджелесе, где получила степень магистра.
Начало активной творческой деятельности Вии Целминьш пришлось на 60-е года XX века. Она интересовалась абстрактным экспрессионизмом и поп-артом, но в своей собственной творческой деятельности отдавала предпочтение фотореализму. По воспоминанием самой художницы, влияние на неё оказывали в то время Джаспер Джонс и Малкольм Морли. При этом сквозная тема всех ранних работ художницы может быть обозначена как тема насилия или тема конфликтов (война, самолеты, пистолеты ит.п.).
В конце 60-х годов Вия Целминьш отказалась от красок и начала работать с графитовым карандашом, создавая высоко детализированные рисунки, основанные на фотографиях природы (океан, лунная поверхность, ракушки, крупные планы пород ит.п.). В это же время она начала создавать свои морские пейзажи («Океан», «Большая вода»), которые принесли ей определенную славу и стали визитной карточкой художницы. Её работы этого периода обращают на себя внимание тем, что хотя это и пейзажи (жанр характерный для традиционной живописи), но это в полном смысле современное искусство, т.к. и метод создания картины, и само содержание работ концептуально отличаются от того, что обычно принято называть «пейзажем», графикой или даже фотореализмом.
В 1977 году Целминьш начала работу над своим новым проектом «Закрепить образ в памяти» (англ. To Fix the Image in Memory). Работа продолжалась с перерывами пять лет и была окончена в 1982 году. Художница изготовила из бронзы слепки с одиннадцати кусков различных горных пород и затем долгое время работала над тем, чтобы сделать их визуально как можно более похожими на оригинальные камни. Т.о. Для каждого минерала был создан дубликат. Сама Целминьш комментируя данный проект, предлагала зрителю рассмотреть их внимательно: "часть смысла выставки заключается в смешивании дубликатов с настоящими камнями", я пыталась "создать вызов для ваших глаз. Я хотела открыть Ваши глаза шире". Данную работу также можно рассматривать как некое воплощение фотореализма в скульптуре, однако следует помнить, что в данном случае художница хотя и пыталась добиться максимальной идентичности между своей работой и выбранным объектом, она не пользовалась какой-либо фототехникой во время изготовления своих «дубликатов».
К 1981 году Целминьш отказывается от использования карандаша и возвращается к краскам. Кроме того, она начинает делать гравюры, скульптуры ит.д. С начала 1980-х годов вперед, художница сосредотачивается на космической тематике (созвездия, отдельные звезды, Луна ит.д.). Впрочем, и в этот период встречаются изображения океанов, стилистически выполненные близко к космосу. В это время её работы представляют собой нечто среднее между фотореализмом и абстракцией. Иногда картины вроде «Альянс» или «Созвездие» относят также к концептуализму, пытаясь найти некую «первичную» идею, которая характерна для творчества Целминьш, однако такой подход остается весьма спорным.
К 2000 году в творчестве художницы появляеся новый образ – паутина. Серия работ под названием «Web» также стала одной из визитных карточек художницы. Целминьш утверждала, что все эти работы основаны на фотографиях.
Критики не раз отмечали, что произведения Вии Целминьш с конца 1960-х годов - лунные пейзажи, поверхность океана, звездные поля, раковины и паутины – имею один общий момент: везде отсутствует «опорная точка»: нет горизонта, глубины резкости, края или какого-либо контекста. Объекты, с которыми работает художница выхвачены из мира и предстаю перед зрителем как нечто само по себе существующее. Кроме того, объекты эти также состоят из хаотично соединенных элементов (например: океан из волн), которые все вместе образуют нечто очень близкое к абстракции, но абстракцией не являющееся и даже более того, представляющее казалось бы такой несовместимый с абстракционизмом жанр как фотореализм.