Пальмира: слияние культур. Художник на страже мирового наследия


Эссе
Автор: Коншакова А.Г., аспирант Академии Художеств



Владимир Зенин – выпускник монументальной мастерской Санкт-Петербургской Академии Художеств, член Союза Художников СПб, участник многих совместных и персональных выставок. На сегодняшний день Владимир занимается несколькими крупными проектами. Его интересы лежат в области истории и археологии: художник создаёт серии монументальных живописных композиций о Сергии Радонежском, Михайло Ломоносове, об искусстве древней Греции и мифологии Пальмиры. Все сюжеты рассматриваются художником как объекты мирового культурного наследия, памятники человеческого духа.

Именно в таком ключе развивается проект Владимира Зенина "Пальмира: слияние культур", родившийся в тесном сотрудничестве с Государственным Эрмитажем. Цель проекта – привлечь внимание общественности к проблеме сохранения культурного наследия в Пальмире. Как ни парадоксально, ситуация, сложившаяся в результате захвата и уничтожения боевиками Игил (запрещенной в России организации) одной из величайших достопримечательностей Сирии, как раз и дала толчок к изучению истории искусства и культуры этой страны.

В 2016 году на ежегодной международной выставке "Интермузей" художником был оформлен стенд Эрмитажа в московском Манеже. Стенд был посвящён программе «Пальмира. Вдыхая жизнь» по работе с разрушенным сирийским городом.

Затем в рамках "Ночи музеев - 2016" работы Владимира украсили зал РХЦ Эрмитажа. На сей раз с помощью монументальных картин, мастер-классов по изобразительному искусству, лекций по истории и искусству Пальмиры, поднималась проблема сохранения культурного наследия Ближнего Востока.

В ходе работы художником было создано около 20 живописных произведений, а также большое число графических эскизов. Все они были представлены на персональной выставке Владимира Зенина "Пальмира: слияния культур" в Союзе Художников. СМИ не случайно окрестили экспозицию «выставкой-форумом»: на несколько дней (с 23 по 27 августа) выставочное пространство стало площадкой для встречи депутатов ЗакСа СПб, посла и депутата парламента Сирийской Республики, представителей сирийской общины СПб. В ходе мероприятия были организованы мастер-классы для детей, а сирийский посол ещё раз подтвердил горячее желание народа сохранить своё наследие. Это событие привлекло внимание российской общественности, и стало ещё одной вехой в развитии отношений между Россией и Сирией.

Тем не менее, Владимир подчёркивает, что проект «Пальмира» – не политический ход. Художник не пытается играть на эмоциях, показывая ужасы войны, либо агитировать зрителя принять какую-то сторону в происходящих событиях. Пальмира – памятник мирового наследия, охраняемый ЮНЕСКО. Объекты такого уровня не принадлежат лишь народу или стране: в них заключён целый этап развития человечества. Работы Владимира Зенина – это попытка показать ценность искусства и культуры Пальмиры. Надо сказать, что именно живопись отпечатывается намного ярче в восприятии зрителя, чем научный доклад или фоторепортаж и может стать адекватным средством для выполнения подобной задачи.

Мастер даёт вторую жизнь пальмирским божествам и героям. Богиня любви и плодородия Аллат, небесная колесница Бэла, борьба правителя со львами, - древние образы расцветают новыми красками. По вопросам мифологии Пальмиры Владимир консультировался со специалистами из Эрмитажа. Надо сказать, что исследований в этой области крайне мало, и материал доступен весьма в небольшом объёме. Верования древней Пальмиры, где смешались финикийская культура, египетская, вавилонская, римская античность и раннее христианство, были осмыслены живописцем с точки зрения синтеза художественных влияний. Большое внимание было уделено искусству позднеримского периода.

Зенин ответственно подходит к иконографическому материалу. Даёт персонажам соответствующих спутников и аутентичные атрибуты. Заимствует детали вплоть до огненных спиц на колесе повозки. Тем не менее, художник не переносит механически древние образцы, а переосмысливает их: Аллат-защитница, прошедшая через призму академической петербургской эстетики, становится строгой, элегантной; правильность её пропорций напоминает античные рельефы. Триумф Бэла насыщенностью композиции отсылает к фризам колонны Траяна. Древние герои, увиденные нашим современником, бережно изученные и по-своему осмысленные, вживаются в новое культурное пространство и становятся актуальными.

При этом в самой колористической гамме сохраняется восточная яркость, нарядность и декоративность. Художник вдохновляется мозаиками вавилонских Ворот Иштар из берлинского музея: глубокими переливами синих тонов и яркими жёлто-красными фигурами. Синий цвет у многих азиатских народов был священным: как цвет неба, как цвет такой редкой и ценной воды. Солнечно-золотой вступает в диалог с холодными оттенками, и два цветовых полюса создают ощущение животворящего зноя посреди далёкого воздушного пространства. Большие цветовые плоскости пульсируют, насыщаясь внутренней жизнью; меднокожие сильные тела воплощают волю к созиданию. Физическая мощь фигур становится знаком скрытой в них духовной энергии. При этом не возникает неприятного ощущения диктаторства телесного начала: анатомически правильные, тела написаны с такой долей условности и стилизации, чтобы выглядеть знаками, символами, рождёнными мыслью автора.

И через произведения соотечественника становится понятнее, сколь многое в наследии Пальмиры имеет свои отголоски в нашей культуре и нашем искусстве. Интернациональные персонажи; общие сюжетные мотивы и схожие идеалы, узнаваемые приёмы и детали... Сирия – один из древнейших христианских центров, и имеет глубокие связи с русской историей. Тонкие внутренние скрепы, сцепления судеб целых наций – и есть то, что может открыть художник и обнажить, продемонстрировать своим творчесвом. Именно так современный человек может осознать культурное единство разных стран, а значит, проникнуться идеей о необходимости всеобщего мира.

Искусственное отстранение художника от исторического процесса наконец преодолено. Современный художник выходит за пределы чисто эстетического и включается в жизнь страны и мирового сообщества. Подобные примеры можно видеть в творчестве нашего современника Ганса Хааке, как сотни лет назад – в творчестве Рубенса, – дипломата и советника, чьи творения говорят в том числе о мультикультурности основных человеческих добродетелей, о красоте, не ведающей границ.

В настоящее время Владимир продолжает собирать материал и охватывать новые сюжеты. Планируется проведение выставки в Москве, участие в международном культурном форуме с Академией Художеств, сотрудничество с сирийской стороной. Работа Владимира Зенина помогает формировать интерес к истории и художественному наследию разных эпох, воспитывать бережное отношение к памятникам архитектуры и культуры. В современном мире подобные проекты не просто востребованы, а остро и по-настоящему необходимы.








Добавить комментарий:



Вам также может быть интересно

Билли Чайлдиш, Чарли Томсон: Манифест стакизма (1999)

Василий Кандинский: Кельнская лекция (1914)





Роберто Бернарди, р. 1974 – итальянский художник-фотореалист


Чжан Линьхай, р. 1963 - современный китайский художник.


Николь Айзенман, р. 1965 - современная американская художница. Лауреат Стипендии Мак-Артура (2015)






© Copyright c 2015
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров