«Я принадлежу к поколению художников, для которых 70-е годы очень важны. В то время было положено начало чему-то, над чем мы все еще работаем сегодня. С другой стороны, в наши дни труднее рассматривать те проблемы, мы уже ушли от крайностей прошлого. Общество изменилось, некоторые вопросы были решены, а даже если и не были, то художники прошлого поколения уже больше похожи на магов. Мы же знаем наши пределы, мы не можем задавать одни и те же большие вопросы так же, как они делали это в 70-е годы. Недавно у меня был очень интересный разговор с Линн Кук (англ. Lynne Cooke, старший куратор Национальной галерей искусств в Вашингтоне), для которой 90-е так же интересны, как и 70-е, поскольку тогда рассматривались одни и те же вопросы, но в 90-е с большим количеством смысловых слоев»
Майя Бажевич (англ. Maja Bajevic, р. 1967) - современная французско-боснийская художница. Номинант на Премию Марселя Дюшана 2017.
Биография, творчество
Майя Бажевич родилась 20 апреля 1967 года в г. Сараево (Югославия, в настоящее время Босния и Герцеговина). Получила степень бакалавра в Академии искусств Сараево (Academy of Fine Arts Sarajevo). В 1991 году переехала во Францию, где окончила магистратуру (специальность Мультимедиа) в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже (Ecole Nationale Superieure des Beaux-Arts).
Майя Бажевич известна своими перфомансами, каждый их которых также становился основой для одноименных инсталляций, арт-видео и серий фотографий. Иногда её перфомансы длились несколько дней (например, Women at Work — Washing Up, 2001 длился 5 дней). В начале 2000-х Бажевич также создала несколько художественных веб-проектов (например, I Wish I Was Born in a Hollywood Movie, 2006). В своих работах художница поднимает вопросы, связанные с социальной, политической жизнью Боснии, а также темы, которые можно условно обозначить, как связанные с культурной идентичностью боснийского народа. Кроме того, в творчестве Бажевич встречаются отсылки к трагическому прошлому страны и к кровопролитным событиям, которые происходили в Югославии в 90-х годах XX века. В своих арт-видео художница демонстрирует последствия насилия, религиозной и культурной напряженности, социальных конфликтов, торговли наркотиками и оружием. Одновременно с этим, Бажевич старается возродить через свои работы национальные традиции и связанные с ними традиционные практики, видя в подобных этнических (в данном случае боснийских) эстетических дискурсах ту самобытность, которая, по мнению художницы, является последней защитой от растущей стандартизации в современном глобальном мире. В этом вопросе она находится в оппозиции к Марине Абрамович, которая также родом из бывшей Югославии. В 2012 году Майя Бажевич представила свое видео "Art Has to Be National", которое можно считать переосмыслением известного перфоманса Абрамович "Art must be beautiful". В превью для documenta 12 творчество Бажевич описывается так: «(...) она берет субъективный взгляд на события и явления и делает из этого предмет публичной дискуссии. Дискуссии об истине вообще, идентичности, маргинализации „других“, последствиях злоупотребления властью и религией».
Майя Бажевич придерживается феминистских взглядов. В интервью 2012 года для Idea.ro художница сказала: "являясь женщиной, мне естественно говорить о положении женщин в обществе, так как это и мое положение тоже. Мы никогда не задаем вопрос, почему мужчины представляют мужской мир - это нормально. Людей, которые активно представляют этот мужской мир большинство и все принимают это как должное. С другой стороны, когда женщина представляет свой, женский мир, мы сразу задаем вопрос «почему?». Будучи феминисткой, я выражаю феминистскую точку зрения, поскольку я думаю, что само существование этого вопроса демонстрирует, что мы еще не равны. Вопрос, который все еще присутствует, является частью ответа".
В 2003 году Майя Бажевич получила французское гражданство. В 2005-08 гг. читала лекции в качестве приглашенного профессора в Университете Венеции IUAV. Осенью 2006 года также получила гранд на обучение от Германской службы академических обменов и в течение года жила и работала в Берлине. В 2017 года опубликовала монографию под названием "Power, Governance, Labor" (рус. "Власть, управление, труд"). В 2017 году была номинирована на премию Марселя Дюшана.
В настоящее время Майя Бажевич живет в Париже и Сараево.