«Я знал, что мы проиграли войну, и что все вокруг были потеряны. И сейчас я понимаю, что не приветствовал новую культуру, т.к. не был современным человеком. То, что я хотел сделать, полностью противоречило интернационализму: я хотел найти ответ на вопрос, что в наши дни является подлинно немецким? Мои учителя были первыми, кто говорил мне, что я неправ. Они говорили, что это просто анахронизм. Мы проиграли войну, но теперь мы свободны и раскрепощенны, и впереди замечательные времена, впереди удивительный мир. Но я был не согласен. У меня было другое мнение»
Георг Базелиц (нем. Georg Baselitz, настоящее имя Ханс-Георг Керн // Hans-Georg Kern, р. 1938) - немецкий художник, скульптор, живописец. Представитель немецкого неоэкспрессионизма.
Биография, творчество
Ханс-Георг Керн родился в 1938 году в г. Дойчбазелиц (ныне Каменц), Саксония, Германия. В 1956 году поступил в Высшую школу изящных искусств в Восточном Берлине, но был почти сразу же исключен за "общественно-политическую незрелость". Продолжил обучение после переезда в Западный Берлин в Высшей художественной школе.
В 1961 году Ханс-Георг Керн вместе с другим художником из Саксонии Ойгеном Шёнебеком организовал выставку «Пандемониум-1», на которой был оглашен манифест, противопоставляющий творчество данных художников господствующему в то время абстракционизму. На выставке свои работы Керн выставлял под псевдонимом Георг Базелиц (отсылка к родному городу художника). В 1962 году состоялась выставка «Пандемониум-2», на которой был зачитан еще один манифест. Общая идея Георга Базелица в то время заключалась в том, что абстракционизм это эксперимент в искусстве, но эксперимент примитивный. Базелиц выступал за новые веяния, новые образы, но не считал, что категоричный отказ от фигуративной живописи как таковой в полной мере оправдан. Критики отмечают, что стилистически тексты манифестов напоминают творчество Антонина Арто, лирического поэта-сюрреалиста, которым восхищался Базелиц. Позднее сам художник называл свои манифесты "подростковым чревовещанием".
Во второй половине 60-х годов Георг Базелиц активно экспериментировал в рамках фигуративной живописи. Он начал создавать т.н. "фрактурные картины" (нем. Frakturbildern), в которых пространство горизонтально делилось на отдельные части, сегментировались человеческие фигуры и предметы. Чуть позже Базелиц начал переворачивать свои картины. Делалось это для того, чтобы "сбить" зрителя с нарративной составляющей изображения и различных содержательных аспектов, преодолеть содержание для "освобождения" формы.
В начале 70-х годов Георг Базелиц начал писать пейзажи. В 1972 году его работы выставлялись в рамках выставки documenta 5. В этот же период он начал оставлять отпечатки пальцев на картинах. В 1980 году на Венецианской биеннале Базелиц представил свою первую скульптуру.
После объединения Германии резко вырос спрос на работы Георга Базелица. Его персональные выставки прошли в ряде городов бывшей ГДР, а сам художник, который всегда был восточным немцем в Западной Германии, оказался востребован по обе стороны уже бывшей стены. В 90-е годы работы Базелица также выставлялись в рамках различных выставок по всей Европе. В 1995 году состоялась первая персональная выставка Базелица в США (в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке).
В 2000-х годах Георг Базелиц вернулся ко многим своим старым идеям. Многие современные картины художника перевернуты, фрагментированы, на них можно встретить следы пальцев ит.п. Также художник продолжает создавать скульптуры. В 2013 году в американской прессе случился скандал, связанный с высказыванием Базелица в интервью газете Der Spiegel о том, что "женщины рисуют не очень хорошо". Подобное заявление вызвало реакцию со стороны различных журналистов, художников и т.п. Интересно, что дискуссия вышла за пределы обсуждения способностей женщин т.к. одним из аргументов "оппонентов" Базелица было то, что работа женщины-художицы Яёи Кусамы была продана по более высокой цене, чем самая дорогая картина самого Базелица. Т.о. в очередной раз встал вопрос о роли рынка в современном искусстве и о критериях, по которым можно что-либо сравнивать в мире искусства. В интервью InterviewMagazine Георг Базелиц также отмечал: "для меня Америка это большая, непонятная территория. Я ведь не рассматриваю искусство как развлечение, т.о. я не очень иногда понимаю, как на что реагировать".