«Большинство из того, что я делаю, для меня интуитивно понятно. Я просто позволяю себе сделать это. И я люблю работать своими руками. Это одна из причин, почему я художник. Остальные можно сформулировать так: я любопытна, мне быстро становится скучно и я никогда не хотела работать на кого-либо еще».
Фрэнсис Апричард (Francis Upritchard, р. 1976) – современная художница из Новой Зеландии, получившая известность благодаря своим «танцующим куклам».
Биография
Фрэнсис Апричард родилась в 1976 году в городе Нью-Плимут, Новая Зеландия. В 1998 году она окончила школу изобразительных искусств при Кентерберийском университете и в том же году переехала в Великобританию, где живет и сейчас. Уже тогда она создавала свои первые экспозиции, но организовать выставку долгое время не получалось. Тогда, в 2001 году Апричард вместе с другим художником Люком Готтелье создала альтернативную арт-площадку «Bart Wells Institute», нелегально заняв одно из помещений в Восточном Лондоне. Здесь в период с 2001 по 2003 годы проводились выставки как самой Апричард, так и ряда других художников.
После нескольких лет жизни в Англии Фрэнсис Апричард стала получать признание на родине. В 2005 году она выиграла премию Уолтора (новозеландский аналог премии Тернера), а в 2009 году ей вместе с Джуди Миллар было доверено представлять Новую Зеландию на Венецианской биеннале. Здесь впервые её «Танцоры» (проект «Сохрани себя») были показаны широкой публике. Позднее, в 2010 году эта инсталляция выставлялась в Веллингтоне.
С 2010 года творчество художницы получило международнее признание, а её работы стали выставляться в музеях современного искусства по всему миру, в том числе в музеи современного искусства (Япония, 2013), центр современного искусства (Цинциннати, 2012), галереи «Anton Kern» (Нью-Йорк, 2013).
В настоящее время Фрэнсис Апричард живет и работает в Лондоне.
Творчество
Фрэнсис Апричард получила известность в основном благодаря своим танцующим куклам. Несуразные фигуры, застывшие в самых разных позах должны вызывать у зрителя вопрос «кто это?». Художница раскрашивает их, подбирает для них самую разную одежду, стирая грани между стилями и эпохами. Её «Танцоры» совмещают в себе что-то доисторическое, дикое с чем-то футуристичным, напоминающем об эпохе поп-арта. Различного рода куклы легли в основу инсталляций «Save yourself», «A Long Wait», «Potato Poem», «Plastic People».
Работы художницы можно интерпретировать по-разному. Часть критиков отмечает, что даже такие фигуры как «Лучник» или «Белый рыцарь» не держат в руках какого-либо оружия, что делает их скорее изображением тех или иных ролей в танце («изображением изображения»), чем «скульптурами» непосредственно лучников или рыцарей.
Кроме того, в ряде рецензий отмечается тот факт, что скульптуры Апричард как бы замерли в своем движении, что движение, танец «угадываются» в её произведениях, что представить этот танец – как и ответить на вопрос «кто это?» - дело фантазии зрителя. Впрочем, одновременно с этим, в интервью от 2012 года для британской версии «Phaidon» сама художница, отвечая на вопрос, «почему вокруг её кукол часто можно увидеть различные объекты?» ответила, что она хочет, «чтобы они [фигуры] рассматривались в качестве скульптур», поэтому она «ставит вазы, чашки и другие вещи рядом с ними, чтобы предотвратить у зрителя желание проецировать на них жизнь».
Фрэнсис Апричард получила признание на родине отчасти из-за того, что в её творчестве достаточно четко прослеживаются национальные мотивы Новой Зеландии. При этом надо отметить, что здесь наиболее характерным примером являются даже не «Танцоры», а серия работ, представляющая собой грубо сделанную подделку-стилизацию под искусство древних маори. Пивные кружки, кувшины ит.д. авторства Фрэнсис Апричард представляют собой пародию на представления «белых людей» о культуре коренного населения Новой Зеландии, которые склонны воспринимать её как нечто примитивное, дикое, близкое к культурам каменного века.