«Когда мне хочется чистой красоты, я иду в Лувр или Эрмитаж. Многие художники сегодня стремятся по старинке сделать что-нибудь необыкновенно изящное. Но все равно изящнее, чем в Эрмитаже, вряд ли выйдет. А мы на изяществе не заморачиваемся. Если объяснять коротко, не вдаваясь в детали, мы всего лишь рисуем картинки по фотографиям и снабжаем их подписями. Но нет такой эмоции, которую нельзя было бы выразить этим способом»
Дмитрий Врубель (англ. Dmitri Vrubel, р. 1960) - современный российский художник. Автор граффити "Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви" на Берлинской стене.
Биография, творчество
Дмитрий Владимирович Врубель родился 14 июля 1960 года в г. Москва, СССР. в семье инженеров. Долгое время он был убежден, что Михаил Александрович Врубель является всего лишь его однофамильцем. Уже в зрелом возрасте он узнал, что его дед по отцовской линии приходился внучатым племянником знаменитому живописцу.
Будущего художника воспитывала мать, так как отец рано ушел из семьи. Врубель с детства проявлял творческие способности, - писал стихи, выпускал литературную газету. Осознание своего предназначения пришло к нему довольно рано. Уже в пятнадцать лет он написал свою первую картину «Суд Пилата». Врубель обучался мастерству у различных художников, среди которых можно отметить Михаила Эпштейна, Андрея Панченко и Владимира Овчинникова.
В 1979 году поступает в МГПИ на художественно-графический факультет, который позднее бросает. В 1983 Врубель уже состоялся как мастер и являлся членом Союза Художников. Переломным стал 1986 год: от него ушла жена, забрав с собой детей. После этого почти десять лет Врубель сторонился заводить романтические отношения, полностью погрузившись в творчество. Это был один из самых плодотворных периодов в его жизни - постепенно его маленькая мастерская превратилась в самую настоящую галерею.
В 1990-м Дмитрий Врубель перебирается в Берлин. Именно тогда на уцелевшем фрагменте Берлинской стены им была написана знаменитая картина «Братский поцелуй», на которой генсек Леонид Брежнев целует лидера ГДР Эрика Хонеккера. Эта фреска представляет собой одну из самых узнаваемых достопримечательностей современного Берлина.
В 90-е годы художник не живет на одном месте, активно путешествует по городам Старого и Нового Света. В 1995 году встречает свою вторую жену, тоже художницу. Виктория Тимофеева стала не только его спутницей жизни, но и соавтором, с которым они провели несколько художественных выставок. Первая, названная «Домашний альбом» состоялась в Берлине в 1996 году. За плечами у творческой четы уже около 20 проектов, в картинных галереях Берлина, Варшавы, Дюссельдорфа, Копенгагена, Москвы и других городов.
В 2008 году Дмитрий Врубель вместе с Викторией перебираются в Германию на ПМЖ. Берлин уже давно стал для них второй Родиной, где их знали и любили. Этот шаг они планировали с 1996 года, ведь уже тогда более половины их доходов приходилось на долю западных организаций.
Многие работы Врубля можно отнести к фотореализму. Именно поэтому он никогда не пишет картины непосредственно с натуры, а использует фотографии. Лейтмотивом его творчества является политика. Поэтому себя он называет не иначе, как «политическим живописцем». По его собственному признанию, он готов на все, чтобы добиться всеобщего признания, чтобы его творчество любили и понимали все слои населения.
Самой известной его выставкой, проведенной совместно с супругой, является так называемый «Евангельский проект». Впервые она состоялась в Пермском музее в 2009, вызвав широкий общественный резонанс. Мнения относительно неё разделились. Некоторые считают, что это оригинальная интерпретация Христианства, показывающая, что и в а современных реалиях библейские истины и сюжеты актуальны. Другие называют это кощунством, обвиняя художника в желании пропиариться и неуважении к религии. Например, представители Пермской епархии осудили Врубеля, назвав его творчество насмешкой над христианством.
Суть проекта состоит в том, что к современным репортажным фотографиям из новостной ленты Интернета подбирается та или иная евангельская цитата. Из этой фотографии при помощи современных технологий создается огромное полотно, нижний край которого украшает та самая фраза из Писания.
Тематика работ очень разнообразна: горячие точки и конфликты, ислам, терроризм, маргиналы и эмигранты. Посетитель может увидеть на этих экспрессивных полотнах полуголодных беспризорников, раненых солдат, полицейских и заключенных.
Отдельно стоит сказать про сами цитаты. Некоторые идеально иллюстрируют происходящее на картине. Например, на картине «Матери Беслана» можно прочесть: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий». «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» - это военный морг в Боснии. К другим возникает больше вопросов и в ряде случав все зависит от того, согласен ли зритель с видением автора.
Советские люмпины удостоены следующей цитаты: «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя». А картину, на которой сидят закутанные в хиджаб мусульманские женщины, иллюстрирует следующее высказывание Христа: «…ибо проходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!»
Также стоит сказать, что Дмитрий Владимирович Врубель ведет активную общественную жизнь и занимается благотворительностью. В 2004 году им была пожертвована крупная сумма для создания в Беслане детской художественной школы. В 2007 году он спонсировал строительство детского дома в Суздале.
В 2018 году Высшая школа «Среда обучения» провела в ряде городов России сеанс одновременной VR-экскурсии по художественному проекту Дмитрия Врубеля «Tolstoewski». Зрителям было предложено посетить 3D-выставку, впервые проведенную на ярмарке «Арт-Москва» в московском Центральном Доме Художника в 2008 году и в последующие годы представленную в Открытой мастерской Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой в Берлине. C помощью технологий виртуальной реальности зрители могли видеть монументальные полотна Врубеля в натуральную величину, повторяющие расположение выставки. Также осмотреть экспозицию можно онлайн на платформе Steam или с индивидуальной экскурсией в Открытой мастерской Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой в ПАНДА-театре.