«Послушайте, если вы выросли в Новой Англии, то вы видите старого рыбака на пристани совсем по-другому, чем Норман Роквелл, который считает его стереотипом, которому стоит покровительствовать и до которого иногда можно снисходить. Я абсолютно уверен, что нет никакой внутренней разницы между людьми. Кто-то может сказать: "Джордж, да ты врешь. Рыбаки и всякая деревенщина не живут в квартирах на Мэдисон-авеню или в дорогих отелях". Но я говорю, что в наше время... Знаете, в общем-то живут... (...) Я склонен всё превращать в битву против мира. В конце концов, это всегда возвращает меня к тому, что для меня важно в данный момент. Я отношусь к таким людям, как рыбак и деревенщина, потому что они не могут выбраться из того трэша, из которого вышли, что бы ни случилось. И именно это я могу понять. Художник же раздирает себя на кусочки... Ты знаешь, что я имею в виду? Я так далек от вопросов, которые мне задают, что даже не помню, о чем я говорил. Просто такая вот деревенщина: иду по улице, никого не слушаю, кричу что-то всем - и каждая моя минута так же хороша, как и любая другая»
Джордж Кондо (англ. George Condo, р. 1957) - современный американский художник, скульптор. Автор термина "искусственный реализм".
Биография, творчество
Джордж Кондо родился 10 декабря 1957 года в г. Конкорд (штат Нью-Гэмпшир), США. Изучал историю искусств и теорию музыки в Университете Массачусетса в Лоуэлле. В молодости наравне с живописью увлекался игрой на гитаре. После двух лет в Университете Массачусетса переехал в Бостон, где работал в магазине трафаретной печати и играл в прото-синтезаторной панк-группе The Girls вместе с художником-абстракционистом Марком Дагли (Mark Dagley), музыкантом-авангардистом Дэвидом Хильдом (Daved Hild) и Робин Амосом (Robin Amos). Группа выпустила единственный сингл "Jeffrey I Hear You" / "Elephant Man" (1979). В 1979 Кондо впервые встретил Жан-Мишеля Баскию, когда его группа The Girls играла на открытие ночного клуба. Эта встреча стала знаковой для Джорджа Кондо и после неё он переехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить свою карьеру в качестве художника.
В начале 1980-х годов Джордж Кондо стал заметным представителем тогдашней арт-жизни Нью-Йорка и особенно района Ист-Виллидж, в котором жили и работали многие деятели искусства того времени. В это время Кондо для описания своих собственных работ придумал термин искусственный реализм, т.е. по словам самого художника: "реалистическое изображение того, что является искусственным". На практике художник совместил традиционную европейскую живопись с образами из американской поп-культуры. Считается, что вместе с Жан-Мишелем Баскией и Китом Харингом Джордж Кондо сыграл важную роль в возрождении интереса к живописи в 1980-х годах.
Первые выставки Джорджа Кондо проходили в Нью-Йорке в различных галереях Ист-Виллидж в 1981-83 гг. В течение этого времени он работал на фабрике Энди Уорхола (в основном в студии шелкографии, иногда работал с алмазной пылью). Некоторое время жил в Лос-Анджелесе (первая персональная выставка в этом городе состоялась в 1983 году в галерее Ульрике Кантора). После возвращения в Нью-Йорк почти сразу же совершил свою первую поездку в Европу. Вскоре Кондо переехал в Кельн, Германия, где познакомился и впоследствии работал с несколькими художниками из группы Мюльхайм Фрайхайт (Mulheimer Freiheit, по названию района в Кельне), в том числе Уолтером Даном (Walter Dahn) и Иржи Георгом Докупилем (Jiri Georg Dokoupil). Его первая персональная выставка в Европе состоялась в 1984 году в галерее Моники Спрюс (Monika Spruth Gallery).
В Европе Джордж Кондо познакомился и начал работать с американским арт-дилером Барбарой Гладстон и в 1984 году она помогла художнику провести одновременную двухгалерейную выставку в Нью-Йорке в галереях Пэта Херна и Барбары Гладстон. Уже будучи к этому времени близкими друзьями с Баскией, в Нью-Йорке Кондо познакомился с Китом Харингом. Эти двое художников оставались близкими друзьями Кондо вплоть до их смерти (В 1988 умер Жан-Мишель Баския, в 1990 Кит Харинг). Некоторые из наиболее значительных работ Джорджа Кондо этого периода (например, Dancing to Miles, 1985), многие из которых демонстрировались в рамках Биеннале Уитни 1987 года, были написаны в студии Кита Харинга (Haring's East Village).
В 1985-95 гг. Джордж Кондо жил и работал в основном в гостиницах и арендованных студиях в Париже и Нью-Йорке, продолжая широко выставляться в Соединенных Штатах и Европе. В Париже Кит Харинг познакомил его с писателем Брайоном Гайсином, который позже познакомил его с Уильямом С. Берроузом. Кондо и Берроуз совместно работали над многими картинами и скульптурами в 1988-96. Избранные совместные работы Кондо и Берроуза были выставлены в 1997 году в галерее Пэта Херна в Нью-Йорке. Кроте того, существует совместный сборник повестей Ghost of Chance, который был опубликован музеем Уитни в 1991 году. Надо отметить, что Джордж Кондо много общался и сотрудничал с различными писателями (например, одна из глав романа Салмана Рушди «Ярость» (2001) была вдохновлена картиной Кондо The Psychoanalytic Puppeteer Losing His Mind; писатель-фантаст Дэвид Мианс использовал картину Кондо «The Fallen Butler» (2010) в качестве вдохновения для своей короткой истории «Плач Батлера» ит.п.).
Живя в Париже, Джордж Кондо также подружился с философом Феликсом Гваттари (художник некоторое время работал в студии в многоквартирном доме, где жил Гваттари). Гваттари много писал о работах Кондо, в том числе он стал автором вводного текста и интервью в каталоге для персональной выставки Кондо в галерее Даниэля Темплона в 1990 году.
Кроме различных обложек книг (например, «Книга эскизов» Джека Керуака), Джордж Кондо оформлял также обложки альбомов для многих музыкантов. В 2010 году художник сотрудничал с рэпером Канье Уэстом и создал серию картин для его альбома West My Beautiful Dark Twisted Fantasy. Канье Уэст использовал картину Кондо в качестве своего изображения в Твиттере, а сумку Hermes Birkin, дизайн которой также создал Кондо, известный рэпер подарил Ким Кардашян. Кондо также выпустил четыре альтернативные копии обложки альбома Канье Уэста. Окончательный дизайн, изображающий демоническое изображение художника с женщиной на коленях и бутылкой в ??руке, был подвергнут цензуре со стороны iTunes и потому обложкой альбома стала размытая версия картины Кондо. Работы Кондо также были представлены ??на обложках альбомов Phish The Story of the Ghost (Elektra, 1998), Serenada Schizophrana (Дэнни Эльфман, 2006) и многих других.
В 2000 году Джон Макнотон снял фильм Живопись Кондо (англ. Condo Painting) о жизни и творчестве Джорджа Кондо. В фильме показан один год из жизни художника, а также его работа с Алленом Гинсбергом и Уильямом С. Берроузом.
В 1999 году Джордж Кондо получил премию Американской академии искусств и литературы, а в 2005 году стал лауреатом награды Фрэнсиса Дж. Гринбергера. Его приглашали читать лекции во многих престижных заведениях, включая Колумбийский университет, Йельский университет, Центр искусств Пасадены, МОМА Сан-Франциско, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк и Новый музей в Нью-Йорке. В 2004 году Кондо преподавал шестимесячный курс в Гарвардском университете под названием «Память живописи» (Painting Memory).