«Каждую поездку, которую я совершал и каждый трафарет, который я создавал, я оплачивал сам. То, что мои работы можно увидеть в городах по всему миру, объясняется тем, что я люблю путешествовать и нуждаюсь в том, чтобы меня заметили, а идея анонимности, которую я очень ценю, основана на смещении акцента с художника на искусство. Приятно видеть, как это дает людям, которые видят мое искусство, возможность лично найти отсылки, не обращая внимание на известное имя или лицо»
Долк (Dolk Lundgren, наст. Андреас Хамран Ферё, р. 1979) - норвежский стрит-арт художник, мастер трафаретной живописи.
Биография, творчество
Долк (наст. Андреас Хамран Ферё) родился в 1979 году в г. Берген, Норвегия. Окончил курсы по обучению на механика в Бергене, позднее изучал графический дизайн в Мельбурне, где впервые попробовал делать трафаретные картины. По собственному утверждению, заниматься стрит-артом начал, т.к. был вдохновлен Бэнкси и в особенности его трафаретным искусством. В 2003 году на улицах Бергена под псевдонимом Долк Лундгрен (Dolk в переводе с норвежского означает "кинжал") молодой художник создал свои первые работы. Вскоре Долк начал путешествовать по миру и в Лондоне люди ошибочно приняли его работы за искусство Бэнкси. С 2006 года участвует в выставках и арт-фестивалях по всему миру, в этом же году он создал изображение принца Чарльза в короне Burger King. Описание работы гласило: "Долк сделал очаровательный портрет человека, который никогда не станет королем".
Уже в начале своей карьеры Долк попал в число 15 художников, которых Бэнкси пригласил для участия в проекте POW (Pictures On Walls, рус. Картины на стенах). Долк сам послал ему свои работы и в интервью на своем сайте так описал данное сотрудничество: "POW стал моим путем к полу-славе. Не финансово, а с точки зрения принятия публикой. Внезапно я оказался в числе пятнадцати художников, которых он [Бэнкси] включил в этот проект. Но у POW был коммерческий ракурс, тогда как мое творчество постепенно смещалось в более концептуальном направлении. Я вернулся в Берген, связался с инвестором (...). Это дало мне возможность свободно работать со своими концепциями. У меня не было желания возвращаться к графическому дизайну, меня как вытащили из военнопленных". В рамках проекта POW была также опубликована фотография Долка (мы также использовали данную фотографию в оформлении этой страницы, см. выше) и "официальная" биография художника: "главный художник по трафарету в Норвегии, мудрый для своих лет, Долк был признан наиболее вероятно успешным в будущем его коллегами по вандализму. (...) Прямо из Бергена, Норвегия, мы представляем Долка Лундгрена. Захватывающий новый художник, который называет среди своих увлечений «секс, секс и вандализм»".
В 2008 году совместно со стрит-арт художником Pobel Долк создал проект Ghetto Spedalsk (возм. перевод: "Гетто для больных лепрой") на Лофотенские острова на севере Норвегии. Цель состояла в том, чтобы переместить городскую форму искусства на обезлюдевшую территорию. Технически проект состоит из 20 трафаретных изображений на заброшенных домах. В 2010 году Долк сделал три картины для тюрьмы Халден (работы были размещены на стенах во внутреннем дворе для упражнений). Daily Mail назвала эту тюрьму "самой шикарной тюрьмой в мире с искусством в стиле Бэнкси на один миллион фунтов". В том же 2010 году Долк и Pobel выполнили заказ от норвежского государства на роспись главных железнодорожных станций в Осло и Тронхейме. В 2011 году Долк провел свою первую персональную выставку в Осло в галерее OSL Contemporary, где он продал все 9 полотен по 12500 фунтов за каждое. Также в 2011 году Долк был одним из нескольких уличных художников, которые работали над росписью стен Норвежской школы экономики в рамках проекта "............Капитализм?" ("…………CAPITALISM?"). Долк продает свои работы через сайт handmadeposters.com, являясь крайне успешным художником для данной субкультуры (в 2011 году, например, 250 экземпляров печати "Грибная девочка" были распроданы за 40 минут). В 2012 году он продал работы "Игрушка" и "Победитель" за 110000 фунтов менее чем за две минуты.
После более чем десяти лет работы с трафаретами, Долк начал отходить от данной техники. Его проект Rip on/rip off создан для галерейного пространства и представляет из себя картины, созданные при помощи бумаги (rip off) и царапин, которые художник наносит на алюминиевую поверхность (rip on). Сам Долк так комментирует свой новый проект: "Я работаю с потребностью людей в совершенстве. Мы постоянно пытаемся исправлять вещи, но шрамы или метки всегда остаются. Прекрасный конечный результат заключается в том, что совершенство никогда не бывает совершенным и что поверхность или изображение, которое мы представляет зрителю, на самом деле не раскрывает, кто мы".