«Для того, чтобы эстетически развиваться необходима тишина, одиночество. Нужно накрыть себя крышкой и длительно варить в собственном соку. А это трудно совместить с перманентной торговлей лицом и коллекционированием вожделенных визитных карточек»
Александр Дашевский (англ. Alexander Dashevskiy, р. 1980) - современный российский художник, критик, куратор.
Биография, творчество
Александр Михайлович Дашевский родился в 1980 году в Ленинграде. Учился в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения и Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В интервью для Aroundart Дашевский вспоминал: "с официальным художественным образованием отношения у меня не сложились сразу. После нескольких лет в художественной школе я приобрел тихую ненависть к себе и ярко выраженное отвращение к социализации через учебные худ. учреждения. После парочки вялых абитуриентских фрикций, я окончательно перестал беспокоиться по этому поводу и начал жить. Получил менеджерское образование в университете Кино и Телевидения, незаконченное искусствоведческое в Академии, параллельно занимаясь искусством. К тому моменту, когда многие мои сверстники, одной рукой почесывая голову, а другой держа диплом об окончании стояли на пороге художественных институтов я уже имел в активе семь групповых выставок, шесть персональных, небольшие знакомства и четкое представление что делать дальше. Такая самостоятельность стала возможной благодаря многолетнему общению с моим единственным учителем – Михаилом Ивановым".
После ежегодной выставке в Манеже в 1996 году на творчество Дашевского обратил внимание Александр Флоренский, один из основателей арт-группы «Митьки». В конце 90-х картины молодого художника выставлялись в галереи «Митьки-Вхутемас» в Санкт-Петербурге.
В 2000 году внимание публики привлекла серия работ "Недвижимость", в которой художник обратился к эстетике новостроек, новых, часто еще строяхихся "коробок" новых районов Петербурга. Ряд картин из данной серии изображает проспект Маршала Жукова на юго-западе Санкт-Петербурга, где вырос художник. Из интервью Алексанра Дашевского для издания "Наша Газета": "лет 7-8 назад я бродил по ужасным окрестностям Петербурга и искал прекрасное там. На моем пути попадались полуразрушенные дома брежневского времени, населенные какими-то ужасающими персонажами, которые хотели со мной пообщаться. Процесс работы над картиной превращался в такое странное взаимодействие со средой. Я искал большие панельные дома. С одной стороны, я думал, что это такой срез времени: архитектура в камне пытается передать то, что было вокруг. Дома отражали представления о мире. Конец 80-х - начало 90-х годов было очень интересным для меня периодом: общество переживало травмы и трансформации, передавая образы через архитектуру". Кроме того, в интервью для портала Разумная Недвижимость художник сказал: "Моя задача — вернуть пространства в сферу воспринимаемого, обсуждаемого. Иначе, человек живет в ситуации, которую он ненавидит, не понимает. Люди не задумываются, в каком доме они живут, не видят недвижимость как здание, эстетическое высказывание. И так складывается отношение к среде, к себе. В голове фоном крутится мысль: «Я живу нигде, в помойке, ответственность за окружающее не несу». Задача-максимум, которую я ставил перед собой, — высветить раздвоенность сознания у жителей Петербурга. Ведь наш город — это не только Петропавловка, Адмиралтейство и Невский проспект. Центр маленький, Петербург огромен, и у всех этих пространств нет осознанной аутентичности. Она вроде бы и есть, но находится в потенциальном состоянии, надо ее сформулировать, дать людям. Редкие люди пользуются собственной наблюдательностью, остальные приходят в галерею, чтобы им показали прекрасное. Вот я и перенес на полотна дома спальных районов, стены, плитки, кондиционеры. И когда я слышу фразу после выставки: «Я никогда не обращал на эти вещи внимания, а ведь это то, что окружает нас ежедневно». После подобных слов я считаю, что моя задача выполнена". Многие картины Александра Дашевского написаны на нескольких полотнах. Художник объясняет подобный подход к созданию картин таким явлением как эмерджентность (свойство целого, которым не обладает ни одна его часть).
Александр Дашевский является членом IFA Творческого союза художников Санкт-Петербурга (c 2005). Часто выступает в качестве куратора различных групповых выставок художников и других арт-проектов. Сотрудничает с Музеем современного искусства Эрарта (например, проект "Петербургская школа бегемотописи"). В 2016 году стал лауреатом премии Arte Laguna Prize. В 2013 был включен в список Forbes "8 самых перспективных молодых художников-живописцев России".