«Меня однажды попросили описать мои картины и я сказал: "представьте себе коллаж". Коллаж, собранный из кусочков всего того, что я видел раньше, вещей, которые я помню, даже обоев на стене, которые я когда-то видел и всего того, что я видел в картинах других людей. В то же время я не хочу, чтобы моя работа выглядела как коллаж. Я хочу, чтобы это выглядело как нечто цельное. Иногда я использую фотографию, как... В скульптуре это кажется называется каркас? То, что удерживает скульптуру вместе. То, что дает нам ощущение, что работа исходит из реального мира. И тогда я могу использовать эту реальную форму, как отправную точку для себя»
Питер Дойг (англ. Peter Doig, р. 1959) - современный художник. Номинант на премию Тернера 1994.
Биография, творчество
Питер Дойг родился 17 апреля 1959 года в г. Эдинбург, Шотландия. Его отец работал в торговой, морской компании и из-за этого семье несколько раз приходилось переезжать: в 1962 году на Тринидад, а затем в 1966 в Канаду.
После окончания школы Питер Дойг вернулся в Великобританию. Некоторое время (в 1979-80 гг.) учился в Школе искусств Уимблдон, а затем (1980-83) в школе искусств Святого Мартина, где подружился с Билли Чайлдишом. В 1990 году Дойг получил степень магистра в Школе искусств и дизайна Челси. В 1989 году некоторое время Дойг также работал костюмером в Английской национальной опере.
Вскоре после окончания магистратуры Дойг был удостоен престижной премии Уайтчепеля, и благодаря этому в 1991 году ему было позволено устроить персональную выставку в Художественной галерее Уайтчепел. Подобное крупное институциональное мероприятие на раннем этапе карьеры во многом вынудило художника приступить к активной работе. За этот период Дойг создал ряд холстов большого формата (в том числе Swamped, 1990; Iron Hill, 1991 и The Architect's Home in the Ravine, 1991), которые впоследствии стал рассматривать как "тематическую матрицу для всего своего последующего творчества".
Питер Дойг получил широкую известность после серии картин, изображающих полуразрушенное многоквартирное здание, построенное пионером модернизма и функционализма в архитектуре Ле Корбюзье. Во время работы над данной серией Дойг активно общался группой архитекторов и художников, которые работали и жили в здании. На всех картинах серии современные городские постройки частично скрыты лесом, который их окружает. Сам художник вспоминал: «когда вы работаете с городской средой, вы принимаете странность архитектуры как должное». В 1994 году Питер Дойг был номинирован на премию Тернера.
На картине Country-Rock (Wing Mirror) 1999 года Питер Дойг изобразил туннель в Торонто, над которым в 1972 году неизвестный художник нарисовал радугу. За два десятилетия рисунок восстанавливали более 40 раз после неоднократных попыток городских служб вернуть туннелю первоначальный вид.
В 2002 году Питер Дойг переехал жить на Тринидад. В 2003 он вместе с тринидадским художником Че Лавлейсом основал в своей студии еженедельный кинематографический клуб StudioFilmClub. Дойг всегда сам выбирает фильм недели и создает рекламный плакат для него. Известно также, что на Тринидаде у Дойга сложились дружеские отношения с Крисом Офили, другим британским художником, который также переехал на остров.
В 2005 году картины Дойга выставлялись в рамках выставки "Триумф живописи" (часть 1), организованной галереей Saatchi в Лондоне.
В 2015 году разгорелся необычный скандал с участием Питера Дойга. Против художника подал иск бывший сотрудник исправительного учреждения из Канады Роберт Флетчер. Флетчер утверждал, что у него в собственности находится картина Дойга, написанная им во время тюремного заключения в 1970-х годах. Сам Дойг отрицал как свое авторство, так и факт своего пребывания в местах заключения, что, по мнению Флетчера, серьезно подрывало стоимость картины. Картина была подписана «Пит Дойдж 76». Адвокаты Дойга утверждали, что автором является покойный Питер Эдвард Дойдж, чья сестра Мэрилин Дойдж-Бовард также подтвердила, что её брат учился в Университете Лейкхед и содержался исправительном центре в Тандер-Бей. Дойга допрашивали в суде о деталях его творческой деятельности на протяжении нескольких часов. 24 августа 2016 года суд признал правоту художника и постановил, что он не писал спорной картины.
Многие ранние картины Дойга это пейзажи. Особенно часто художник писал снежные виды Канады, которые он помнил из детства (например, Ski Jacket, 1994). Дойл никогда не пишет с натуры и черпает вдохновение из фотографий, газетных вырезок, сцен фильмов, обложек альбомов и работ мастеров прошлого (например, Эдварда Мунка). Критики отмечают концептуальную многослойность работ Дойга. Художник использует образы, композиции, отдельные элементы из самых разных областей, переосмысляет классические полотна и т.о. создает свое собственное авторское "высказывание". Поздние работы Дойла иногда связывают с некой новой эпохой в искусстве под названием «Метамодернизм». Считается, что эта эпоха знаменует собой не столько отход от постмодернизма, сколько колебание между модернизмом и постмодернизмом. Говорят, что метамодернизм определяется «наивностью», «прагматическим идеализмом» и «умеренным фанатизмом».