«Я стараюсь освещать проблемы коррупции, продажности в политической, религиозной и моральной областях. Моя аудитория должна находить что-то о себе в моих картинах, но что люди делают потом, конечно, зависит уже от них»
Михаэль Сои (Иногда Майкл Сои, англ. Michael W. Soi, р. 1972) - кенийский художник.
Биография, творчество
Михаэль Сои родился в 1972 году в г. Найроби, Кения. Его отец также был художником. В 1996 году окончил художественную школу.
Михаэля Сои часто причисляют к т.н. "второму поколению" кенийских художников (большинство художников данной волны объединяет принадлежность к центру искусств Kuona Trust в Найроби в конце 90-х годов). Михаэль Сои начинал свою карьеру как скульптор и стал известен в арт-кругах Кении тем, что разработал определенную стилистику, которая была основана на традициях карикатуры (карикатурная живопись получила распространение в Кении в 70-х - 80-х годах) и которую переняли многие современные африканские художники.
Тематически картины Михаэля Сои являются сатирическим ответом на социальные, экономические и политические тенденций в современном ему кенийском обществе. Его работы исследует различные виды отношений, которые определяют вид современной культуры Кении. Речь здесь в первую очередь идет о межпоколенческих, межрасовых и межклассовых проблемах. Сам художник, говоря о современной Кении, употребляет термин "экономика любви" и описывает происходящее как "коммерческую секс-работу в рамках популярной культуры на фоне глобализации и потребительства". Ряд его картин затрагивают актуальные проблемы Кении (например, экономической экспансии Китая в страну, которую сам художник называет "экономической колонизацией", посвящена серия картин China loves Africa / Китай любит Африку).
В 2015 году Михаэль Сои представил публике серию картин "Позор в Венеции" (Shame in Venice). Работы данной серии были посвящены "захвату" кенийского павильона китайцами. Негодование художника вызвал тот факт, что систематически Кению на Венецианской биеннале представляют не кенийцы, а люди, не имеющие прямого отношения к этой стране. Так, например, в 2013 году лишь двое из двенадцати художников были кенийского происхождения. В 2015 же году в список художников, которые должны были представлять Кению, вошел только один кениец, но при этом по непонятным причинам в павильоне демонстрировались работы шести китайских художников, а также скандального итальянского отельера Армандо Танзини (Armando Tanzini). В интервью Алисе Клайн (Alyssa Klein) от 30 мая 2015 года, отвечая на вопрос о причинах подобной подмены, Михаэль Сои сказал: "Причин несколько: дезинформация, коррупция и отсутствие информации об участии в самой биеннале, а также некоторые хитрые личности, которые, кажется, решили, что китайские художники честно оплатили свой путь в наш павильон и, конечно, отсутствие государственной поддержки, без которой сложно иметь надлежащий кенийский павильон".
В настоящее время большинство своих картин Михаэль Сои посвящает проблемам женщин в Кении. На своем официальном сайте художник заявил: "я хочу создавать такие работы, которые будут освещать проблемы женщин в Африке, в частности вопросы, касающиеся того, как мужчины рассматривают женщин и как они относятся к ним. Это неинтересная тема для многих авторов из-за того, что люди здесь не хотят говорить об этом. Они скорее зарывают головы в песок и делают вид, что ничего не происходит. Мои картины заостряют внимание на той роли, которую отводят женщинам. Это роль орудия для получения радости, удовольствия или, в лучшем случае, на роль того, кому можно удовольствие доставить. Это тема, к которой у меня давно был интерес, а моя цель - влиять на то, как мужчины воспринимают и относятся к женщинам".