Фернандо Ботеро Ангуло – современный колумбийский художник

«Однажды я понял, что меня интересует работа с объемами. Сначала это было на уровне идеи: я захотел работать с округлыми формами, создавать их. Откуда пришло осознание важности объема в предмете искусства? Отовсюду – из истории искусства, из моих поездок в Италию, из художественного наследия XIII-XIV веков, из работ Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа или Паоло Учелло. Я опираюсь в моей работе на искусство этрусков, на преколумбийскую эстетику, на поп-искусство. Так что мои работы – это микс. Своего рода коктейль, глядя на который зритель не ошибется, сразу узнает мой почерк. Сомнений не остается: это Ботеро! Разумеется, если человек захочет проанализировать мое творчество, он сможет “считать” разные источники».


Фернандо Ботеро, из интервью для Euronews (24 июля 2015)


Фернандо Ботеро Ангуло (исп. Fernando Botero Angulo, р. 1932) – современный колумбийский художник.


Биография, творчество

Фернандо Ботеро Ангуло родился 19 апреля 1932 года в г. Медельин (Колумбия). Его отец был продавцом и умер от сердечного приступа, когда мальчику было всего четыре года. Мать будущего художника работала швеей и воспитывала троих сыновей. Семье помогал дядя Фернандо, но денег все равно не хватало. Кроме того, воспитание детей основывалось на католических традициях и тяжелом труде, результатом чего можно считать тот факт, что Ботеро не посещал музеи и не был знаком с основными тенденциями в современном искусстве, но зато часто бывал в католических церквях, где имел возможность познакомиться с работами средневековых мастеров.

Образование Фернандо Ботеро получал сначала в школе иезуитов, а затем в школе корриды, куда поступил по настоянию дяди. Впрочем, карьера матадора юного Ботеро оборвалась буквально в первые же дни, когда мальчик получил травму на одном из тренировочных боев. На протяжении следующих двух лет он уже рисовал акварели, хотя и продолжал учиться на матадора – влияние дяди было все еще велико. В 1946 году Фернандо бросил школу, а в 1948 году вместе с некоторыми другими колумбийскими художниками впервые выставил на суд публики свои работы.

Среднее образование Ботеро продолжил получать уже в третьей школе, параллельно работая иллюстратором в газете «Эль Колумбиано» (исп. «El Colombiano») и иногда публикуя статьи о других художниках, в том числе о Пикассо. Находя отклик среди молодежи, Боготе настроил против себя консервативные круги, что привело к тому, что его вновь исключили из школы и образование он получил в результате в лицей Университета Антиокии, на оплату обучения в котором потратил все свои заработанные деньги. В 1951 году Ботеро переехал в Боготу, где в том же году состолась его первая персональная выставка. Становясь все более и более известным в арт-кругах тогдашней Колумбии, он в 1952 вместе с группой художников совершил турне по Испании, посетив Мадрид и задержавшись в Барселоне.

Испания произвела на Фернандо Ботеро впечатление и в том же 1952 году он поступил в художественную школу Сан-Фернандо в Мадриде. Вскоре, впрочем, художник переехал во Флоренцию, где обучался у профессора Бернарда Беренсона в Академии Св. Марка (1953-1954). Там он продолжил изучать классическую живопись и познакомился с искусством итальянского Возрождения и с техникой создания фресок. Позже, вернувшись на некоторое время в Колумбию, Ботеро организовал свой первый персональный вернисаж в галерее Лео Матиса. Вспоминая свою жизнь в Европе в тот период Ботеро говорил: «я тратил последние деньги на музеи и художественные альбомы, забывая про еду. Восхищение великими итальянскими мастерами в одночасье изменило мою жизнь».

Одновременно со всем этим, в 1952 году, художник участвовал в конкурсе Национального художественного салона Колумбии, предложив на суд жюри свою картину «У моря» и заняв в итоге второе место. Работы Ботеро того периода крайне разнородны, художник еще не нашел своего стиля и продолжал эксперементировать с формами. Кроме того, сложно выделить нескольких мастеров, оказавших на него влияние. В число своих учителей он может включить и живописцев эпохи Возрождения, и своих современников. Арт-критик Роберта Смит, критикуя фигуративизм Ботеро (про более поздние его работы она писала, что это "надутые резиновые куклы"), в раннем творчестве художника видела сплошные заимствования, без какой-либо структуры, подражательство всем, от Поля Гогена до Диего Риверы и Хосе Ороско. Надо сказать, что, знакомясь с картинами новых художников, она в качестве метода использует следующий подход: она пытается понять, работы каких классиков напоминает ей новая работа и в чем именно это воплощается. Затем она мысленно «удаляет» все заимствованное и пытается анализировать остаток, т.е. то, что теоретически является новым и, следовательно, представляет определенную «арт-ценность». В случае с ранним Ботеро «нового» найти почти не удалось, зато количество заимствований и детерминант было аномально высоко.



В 1955 году случилось знаковое событие в жизни Фернандо Ботеро. Во время работы над очередной картиной («Натюрморт с мандолиной»), он несколько видоизменил форму изображаемого предмета, сделав объект нарочито большим. Эта «ошибка», впрочем, стала отправной точкой для формирования авторского стиля художника и положила начало его бесконечным «объемным» фигурам, которые и принесли ему всемирную славу.

В том же 1955 году Борето женился на Глории Сеа (англ. Gloria Zea, в последствии она занимала должности директора Музея современного искусства в Боготе (Museo de Arte Moderno de Bogota, El MAMBO) и министра культуры Колумбии). В 1958 году художник выйграл главный приз на SALON DE Artistas Colombianos в г. Богота, после чего его карьера резко пошла в гору. Вскоре он сам начал называть себя «самым колумбийским из колумбийских художников», что нашло поддержку (особенно за пределами Колумбии), а его выставки начали проводиться в Европе и США.

Несмотря на то, что в браке с Сеа появилось трое детей (Фернандо, Лина и Хуан Карлос), в 1960 году пара распалась и после развода сам Фернандо перебрался в Нью-Йорк, где жил следующие 14 лет. В первые годы денег не хватало, к тому же художник плохо знал английский, что только добавляло проблем. В определенный момент времени Борето обнаружил, что существует спрос на картины «в стиле старых мастеров» и адаптировал свою манеру письма под западноевропейскую «классическую» школу.

В 1964 году Ботеро начал жить с Сесилией Самбрано (англ. Cecilia Zambrano). В 1974 году у них родился сын Педро, но уже в 1975 они расстались. В 1979 году Ботеро попал в автомобильную катастрофу, когда его сын был в машине. Т.о. в возрасте пяти лет мальчик погиб, что стало серьезным ударом для художника.

В 1970 году Фернандо Ботеро удалось добиться того, что часть его картин была выставлена в Галерее Мальборо. Работы эти в очень короткий срок стали крайне популярными и когда Ботеро вновь вернулся в Европу, то обнаружил, что является очень успешным художником. Надо сказать, что тематика работ Ботеро различна. Многие из его картин так или иначе посвящены Колумбии. Он изображает как обычных людей ("Девица", 1974), так и политиков ("Президент", 1987), мафиози ("Смерть Пабло Эскобара", 1999) и т.д. Бросаются также в глаза его антиклириканские работы ("Я гуляю по холмам",1977). Во второй половине 70-х годов Ботеро создал свои версии некоторых классических картин ("Мадмуазель Ривьер Энгра", "Мона Лиза", "Подсолнухи").

В конце 90-х Ботеро создал ряд картин, посвященных проблемам преступности в Колумбии ("Бойня невинных", "Резня в Колумбии"). «Самый колумбийский художник» поднимает темы, которые актуальны, а потому интересны и понятны обывателю. Такой же «гражданской» тематикой наполнена и серия картин об издевательствах военных над заключенными в печально известной тюрьме «Абу-Грейб».

Фернандо Ботеро также отметился и как скульптор, выполнив несколько своих «объемных» фигур в бронзе («Кот» в Барселоне). Стилистически данные работы можно считать сульптурными изображениями типичных образов мастера. Одна из них ("Натюрморт с арбузом", 1976-1977) была подарена художником Эрмитажу и в настоящее время выставлена в Зале искусства Европы и Америки ХХ века.

В 1992 году тогдашний мэр Парижа Жак Ширак разрешил Ботеро устроить персональную выставку непосредственно на Елисейских Полях. Надо отметить, что ни один иностранный художник до того момента такой чести не удостаивался.

В настоящее время самые разные города приглашают Фернандо Ботеро для создания работ под определенные городские праздники. Художник работал таким образом в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции ит.д. Кроме того, его картины и скульптуры пользуются огромной популярностью и покупаются за достаточно большие деньги («Завтрак на траве» был продан за миллион долларов).

Последней женой Ботеро стала французско-греческая художница София Вари (англ. Sophia Vari). В настоящее время пара живет в Италии. Интересно также отметить, что в своей личной жизни Ботеро предпочитает вовсе не полных женщин. В одном из интервью мастер заявил, что «любил трех женщин, и все они были худыми». Кроме того, художник всегда отрицал, что изображает «толстяков», утверждая, что просто «рисует объемно».

Несмотря на большой спрос, Борето часто дарит свои произведения. В Колумбии это принесло ему славу и любовь многих сограждан. Влиятельный колумбийский журнал «Семана» даже включал его в десятку самых популярных личностей страны. Известно, что, например, музею изобразительных искусств в г. Богота он подарил коллекцию картин примерной стоимостью в 60 миллионов долларов (это была личная коллекция Ботеро, которая содержала в себе работы художников XIX-XX веков), а в дар своему родному городу Медельин Ботеро отдал 18 скульптур и почти сотню картин, положивших начало экспозиции Площади Искусств.

Творческое наследие Фернандо Ботеро огромно. Он создал около 3000 картин и более 200 скульптур. Кроме того, ему принадлежит огромное количество разнообразных набросков, рисунков и акварелий. Работы данного художника иногда называют китчем, но, разумеется, вопросы жанровой классификации остаются открытыми. Следует отметить, что творчество Ботеро почти невозможно рассматривать в контексте развития западноевропейского искусства второй половины XX века, т.к. сам художник даже в Нью-Йорке действовал обособленно, почти не реагируя на вызовы и ответы, характерные для этого самого современного искусства.



Работы Фернандо Ботеро (изображения увеличиваются при нажатии):


Просмотреть в режиме слайд-шоу


Современное искусство. Фернандо Ботеро. Натюрморт с мандолиной
"Натюрморт с мандолиной", 1955



Современное искусство. Фернандо Ботеро. Улица
"Улица", 1965





Современное искусство. Фернандо Ботеро. Я гуляю по холмам
"Я гуляю по холмам", 1977


Современное искусство. Фернандо Ботеро. Подражание Пьеро делла Франческа
"Подражание Пьеро делла Франческа", 1988




Современное искусство. Фернандо Ботеро. Подсолнухи
"Подсолнухи", 1977



Современное искусство. Фернандо Ботеро. Охотник
"Охотник", 1999



Современное искусство. Фернандо Ботеро. Утешение
"Утешение", 2000



Современное искусство. Фернандо Ботеро. Две банки из под пива. Скульптура. Кот в Барселоне
"Кот" в Барселоне





Современное искусство. Фернандо Ботеро. Кот на крыше
"Кот на крыше", 1976




Современное искусство. Фернандо Ботеро. Влюбленные
"Влюбленные", 1968










Современное искусство. Фернандо Ботеро. Девица
"Девица", 1974






Современное искусство. Фернандо Ботеро. Сидящая женщина
"Сидящая женщина", 1976









Современное искусство. Фернандо Ботеро. Мадмуазель Ривьер Энгра
"Мадмуазель Ривьер Энгра", 1979




Современное искусство. Фернандо Ботеро. Смерть Пабло Эскобара
"Смерть Пабло Эскобара", 1999







Современное искусство. Фернандо Ботеро. Резня в Колумбии
"Резня в Колумбии", 2000




Современное искусство. Фернандо Ботеро. Демонстрация
"Демонстрация", 2000


Современное искусство. Фернандо Ботеро. The Critic Sees. Взор критика. Скульптура




Современное искусство. Фернандо Ботеро. Вор
"Вор", 1980




Современное искусство. Фернандо Ботеро. Мужская модель в студии
"Мужская модель в студии", 1972




Современное искусство. Фернандо Ботеро. Письмо
"Письмо", 1976











Современное искусство. Фернандо Ботеро. Без названия
Без названия, 1978














Современное искусство. Фернандо Ботеро. Мона Лиза
"Мона Лиза", 1977





Современное искусство. Фернандо Ботеро. Президент
"Президент", 1975

Современное искусство. Фернандо Ботеро. Бойня невинных
"Бойня невинных", 1999







Современное искусство. Фернандо Ботеро. За решеткой, серия Абу-Грейб
"За решеткой", из серии "Абу-Грейб", 2005



Современное искусство. Фернандо Ботеро. Натюрморт с арбузом. Скульптура
"Натюрморт с арбузом", 1976-1977


Современное искусство. Фернандо Ботеро. Похищение Европы
"Похищение Европы", 1998






















Добавить комментарий:



Вам также может быть интересно


Маргарет Кин, р. 1927 - современная американская художница. Получила известность как автор изображений беспризорных детей с большими глазами


Тьерри Биш, р. 1953 – современный французский художник. Сам называет себя Animal painter (Художник животных)


Николь Айзенман, р. 1965 - современная американская художница. Лауреат Стипендии Мак-Артура (2015)






© Copyright c 2015
Contemporary-artists.ru. Современные художники и современное искусство
Идея, создание, поддержка:
Анатолий Петров